Трамп продлил приостановку санкций против Ирана в рамках ядерной сделки
В последний момент
Президент США Дональд Трамп в пятницу, 12 января, продлил на 120 дней действие режима приостановки санкций в отношении Ирана в соответствии с заключенной в 2015 году сделкой по ядерной программе Тегерана. Как утверждает агентство Bloomberg, такое решение было принято Трампом после консультаций с членами своей команды, в том числе с министром обороны США Джеймсом Мэттисом, госсекретарем Рексом Тиллерсоном и советником по вопросам национальной безопасности Гербертом Макмастером.
Как утверждает Reuters со ссылкой на представителей Белого дома, решение о приостановке санкций глава Белого дома принимает в последний раз, рассчитывая в дальнейшем ужесточить условия сделки 2015 года. 13 января Трамп заявил, что страны Европы должны «исправить жуткие недостатки» соглашения. Он отметил, что у европейских стран появился «последний шанс» на коррекцию договоренности. «И если я увижу, что такое соглашение не представляется возможным, я немедленно выйду из сделки», — сказал Трамп.
6 января Тиллерсон рассказал в интервью агентству Associated Press, что администрация собирается принять специальный закон, который внесет изменения в СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Ирана). Трамп о нем не упомянул, однако 12 января Министерство финансов США ввело санкции против пяти иранских физических лиц и девяти организаций за причастность к нарушениям прав человека в Иране и ракетной программе Тегерана. В списке оказался аятолла Садик Лариджани, глава судебной системы Ирана.
От осуждения до изучения
Москва осудила расширение санкционного списка в отношении Тегерана. МИД России отметил, что после заявлений Трампа судьба СВПД «под большим вопросом».«Ультимативный характер вчерашних сигналов из Вашингтона, видимо, основывается на решении американской стороны двигаться к выходу из СВПД», — заявил Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел России, агентству ТАСС 13 января. Он подчеркнул, что перспектива выхода США из соглашения нанесет «серьезный удар по всей системе международных договоренностей и укреплению режима ядерного нераспространения», поэтому Москва будет «настойчиво объяснять американцам ущербность и порочность их линии и дальше». Европа на заявления Трампа отреагировала более сдержанно. В Брюсселе заявили, что страны Европейского союза проведут совместную оценку заявления американского президента и его последствий. «Мы по-прежнему привержены продолжению полного и эффективного осуществления Совместного всеобъемлющего плана действий», — говорится в заявлении Европейской внешнеполитической службы. Президент Ирана Хасан Роухани, выступая 14 января в эфире государственного телевидения, заявил, что Трамп, «несмотря на все попытки, потерпел неудачу» и не смог подорвать соглашение по ядерной программе.
Компромиссное решение
Эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков в беседе с РБК отметил, что решение Трампа стало компромиссом между, с одной стороны, антиирански настроенными «ястребами» — сторонниками силовых методов воздействия на Тегеран и, с другой [стороны], дипломатами и теми членами команды президента, которые призывают быть осмотрительнее в оценке тех последствий, к которым приведет выход из сделки. «Формальных, юридических оснований «наказывать» иранцев у Трампа нет, только политические, — сказал Сучков. — Не думаю, что администрация руководствовалась непосредственно позицией России или европейцев, принимая свое решение, однако в Вашингтоне были и есть серьезные опасения, что позиция США может поставить Америку в изоляцию по этому вопросу и сблизить Москву и европейских гарантов СВПД по этому и другим вопросам».
Соглашение о СВПД было подписано США, Россией, Китаем, Ираном, Францией, Великобританией и Германией. Тегеран согласился допустить международных экспертов на свои ядерные объекты, избавиться от запасов среднеобогащенного урана, сократить запасы низкообогащенного на 98%, снизить число газовых центрифуг для обогащения радиоактивного сырья, а также соблюдать другие ограничения в области ядерной энергетики. Взамен Евросоюз и ООН обязались постепенно снимать с Ирана международные финансово-экономические санкции, затрагивающие его нефтяной и банковский секторы.
За день до обнародования решения Вашингтона глава внешнеполитической службы Евросоюза Федерика Могерини провела в Брюсселе консультации с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом. В них также приняли участие министры иностранных дел Франции, Германии и Великобритании. По итогам встречи представители ЕС единогласно подтвердили соблюдение Тегераном условий СВПД и призвали США выполнить условия сделки. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал СВПД жизненно важным соглашением, которому нет альтернативы, а его британский коллега Борис Джонсон отметил, что с СВПД мир стал безопаснее. Сам Зариф подчеркнул, что исполнение договоренностей с Ираном зависит от полного их соблюдения со стороны США.
10 января Зариф провел в Москве аналогичные консультации с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Россия, как и ЕС, выступает против пересмотра СВПД. «Возможный срыв реализации СВПД вследствие действий Вашингтона будет противоречить задаче поддержания международной и региональной безопасности и стабильности, негативно скажется на многосторонних усилиях в сфере ядерного нераспространения», — говорится в заявлении российского МИДа по итогам этой встречи.
«Тупиковый путь»
Соглашение о СВПД был заключено во время президентства Барака Обамы, и Трамп во время своей предвыборной кампании выступил как ярый критик документа, «одной из худших сделок» с участием Вашингтона, называя администрацию прежнего Обамы «близорукой». По мнению Трампа, соглашение служит только интересам Ирана, который продолжает развивать свою ядерную программу под прикрытием СВПД.
Трамп уже трижды отчитывался перед конгрессом США о реализации СВПД: американское законодательство требует от него каждые 90 дней подтверждать выполнение Тегераном обязательств по ядерной сделке. В апреле и июле он подтвердил соблюдение Ираном договоренностей, однако 13 октября отказался сделать это и обнародовал новую стратегию противодействия Ирану. Трамп указал тогда, что Тегеран не выполнил условия соглашения относительно центрифуг и не позволил провести полноценные инспекции своих ядерных объектов. Таким образом, поведение Исламской Республики не соответствует «духу сделки», заключил Трамп.
Следующее решение по СВПД президент США должен вынести через четыре месяца. По мнению Андрея Сушенцова, главы агентства «Внешняя политика» и программного директора клуба «Валдай», Трамп не выйдет из ядерного соглашения, так как разрывом договоренностей по СВПД Вашингтон неизбежно «сузит себе поле для маневра» в решении конфликтных ситуаций без применения силы. «Это тупиковый путь: если США выйдут из сделки с Ираном, дипломатия будет бесполезна в северокорейском кризисе», — отметил эксперт в разговоре с РБК. При этом Сушенцов считает, что главным противником соглашения является советник Трампа по национальной безопасности Макмастер, который советует президенту «нагнетать напряжение, поскольку считает, что противники США тестируют их решимость защищать мировой порядок».