СК Белоруссии нашел монтаж в записи переговоров с пилотом Ryanair
В записи переговоров диспетчера минского аэропорта и пилота лайнера Ryanair, на борту которого летел бывший главный редактор Telegram-канала Nexta (власти Белоруссии признали его экстремистским) Роман Протасевич, есть признаки монтажа. Об этом заявил заместитель начальника управления Следственного комитета по Минску Андрей Мотолько в фильме телеканала ОНТ.
В минувшем декабре эту запись обнародовал пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Польши Станислав Жарин. По словам Мотолько, в Белоруссии провели ее фоноскопическую экспертизу. Эксперты пришли к выводу, что в записи «имеются участки с признаками монтажа, характерными для объединения нескольких ранее записанных фонограмм», утверждает представитель Следственного комитета. Это означает, что запись была модицифирована и подверглась цифровой обработке, говорит он.
На записи, предоставленной Варшавой, слышно, что диспетчер и пилот общаются по-английски, однако во время переговоров сотрудника минского аэропорта по-русски консультирует постороннее лицо. Диспетчер сообщил командиру самолета, что, по поступившей ему информации, на борту лайнера находится бомба, и рекомендовал пилоту приземлиться в Минске.
В Варшаве заявляли, что указания авиадиспетчеру, который контактировал с пилотом самолета и передал ему ложное сообщение о бомбе, давал сотрудник КГБ Белоруссии. Однако канал ОНТ утверждает, что человек, с которым советовался диспетчер, — это руководитель полетов Минского районного диспетчерского центра Евгений Цыганов.
«Это мой голос. Экипаж много запрашивал информации. Диспетчер мог и не знать. Я вмешивался, зная свои документы. И принимал решения я. Окончательное решение за мной, — заявил Цыганов. — При принятии решения экипаж запросил, какой код у ситуации. Я сказал, что код «красный».
Глава департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский, комментируя обнародованную Польшей запись, обвинил пилота Ryanair в нарушении инструкций. По его словам, командир экипажа, получив код «красный», должен был посадить самолет на ближайшем аэродроме, то есть в Вильнюсе, а не лететь в Минск. При этом ранее в Ryanair рассказывали, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет именно в Минске.
Cамолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, вынужденно сел в Минске 23 мая. Протасевича и его подругу, россиянку Софью Сапегу сняли с рейса и задержали, позже они были арестованы. Экс-главреда Nexta обвинили в организации массовых беспорядков. До 25 июня Протасевич и Сапега находились в СИЗО, но затем они заключили досудебное соглашение со следствием, их перевели под домашний арест. Сапеге 8 декабря предъявили окончательное обвинение по статьям о разжигании социальной вражды и розни, преступлении против информационной безопасности, правил обращения с личными данными, угроз в адрес сотрудников правоохранительных органов.
Перед публикацией записи переговоров The New York Times со ссылкой на источники сообщила, что диспетчер, бежавший из Белоруссии в Польшу, рассказал правоохранительным органам этой страны, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной. Экстренную посадку лайнера он назвал операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой.