Нарышкин упростит доступ чиновников Кремля в Госдуму
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин утвердил Положение о пропускном режиме в палате. Документ (есть у РБК) вступит в силу 1 апреля, соответствующее распоряжение подписано Нарышкиным 11 марта.
Положение усложняет процедуру допуска в палату сотрудников многих ведомств и органов власти. Права свободного посещения Думы лишены депутаты Московской городской и Московской областной дум, члены Общественной палаты, служащие аппаратов Конституционного и Верховного судов, Судебного департамента, уполномоченного по правам человека, а также владельцы удостоверений парламентского собрания Союза Белоруссии и России и секретариата совета Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ. До сих пор все они входили в палату по собственным удостоверениям, но с 1 апреля должны будут просить сотрудников Думы, к которым направляются, заказать им специальные думские пропуска. Кроме того, на входе им придется предъявлять паспорта и проходить процедуру досмотра, следует из текста нового положения.
Такие же ограничения предполагалось распространить на кремлевских и правительственных чиновников: проект положения предусматривал исключение их из перечня чиновников с правом свободного посещения Думы. В таком виде проект прошел все стадии согласований, включая комитет палаты по регламенту, и был передан на подпись Нарышкину. Но в окончательной редакции документа сотрудники администрации президента и служащие аппарата правительства возвращены в перечень лиц, имеющих право входить в палату по своим удостоверениям. Список кремлевских удостоверений, дающих право свободного посещения Думы, даже расширен: будут приниматься не только подписанные президентом и руководителем его администрации, как сейчас, но и с подписями заместителей главы администрации и помощников президента.
На стадии подготовки положения обсуждались разные варианты, и не только по этому пункту, сказал РБК источник в аппарате Думы. Но после всех согласований было принято решение, учитывающее принцип открытости парламента, пояснил собеседник.
Поправки в Положение о пропускном режиме должны были заметно сократить количество привилегированных посетителей Госдумы: палату ежедневно посещают тысячи людей, поток должен быть упорядочен, объяснял собеседник РБК в аппарате палаты и подтверждал депутат. В Думе планировалось установить правила, симметричные действующим в других органах власти, в частности, в администрации президента, правительстве, Совете Федерации; чтобы у всех ведомств был «единый взгляд на эти вещи», добавлял председатель комитета по регламенту Сергей Попов.
Право входить в Думу по своим удостоверениям, как и предполагалось, сохранили депутаты, сенаторы и сотрудники аппаратов обеих палат, члены Центризбиркома, служащие Счетной палаты, а также должностные лица, чьи удостоверения подписаны президентом и председателем правительства. Президент, премьер-министр, главы высших судов и другие лица, имеющие право на государственную охрану, продолжат посещать палату беспрепятственно. Правила для их сопровождающих, как и планировалось, смягчены – они так же будут проходить в Думу и покидать ее без предъявления документов и досмотра.
В окончательной редакции положения сохранена возможность введения особых ограничений для прибывающих в Думу иностранных граждан и журналистов: отряду охраны палаты дано право «в отдельных случаях» сопровождать их все время пребывания в палате. Перечень особых случаев документом не определен. До сих пор сотрудники отдела охраны могли в отдельных случаях сопровождать лишь приглашенные в Думу зарубежные делегации. Попов обращал внимание РБК, что постоянное сопровождение зарубежных журналистов в Думе пока решено не делать правилом: требуется дополнительное изучение этого вопроса, такое поручение, по словам депутата, комитет по регламенту дал своему аппарату.
Вся эта возня вокруг того, кому можно входить, кому нельзя, говорит о том, что люди просто меряются аппаратным весом, считает бывший депутат Госдумы, входивший в руководство комитета по безопасности, Геннадий Гудков, при том, что реально властью обладают только администрация президента и аппарат правительства. И получается, что сотруднику аппарата правительства входить можно, а выбранному народом депутату регионального парламента нельзя, сетует Гудков.