Siemens объявила о выходе из совместных предприятий с РЖД
Компания «Сименс Мобильность» с 13 мая выходит из всех совместных предприятий с РЖД, прекращает техобслуживание и расторгает договоры с российским монополистом. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе группы Siemens.
«Ввиду масштабности санкций Европейского союза в отношении Российской Федерации, а также принятых и потенциальных ответных мер и их серьезных последствий с точки зрения повседневной операционной деятельности компании «Сименс Мобильность», было принято решение свернуть бизнес в России, включая выход из существующих совместных предприятий и расторжение сервисных договоров на техническое обслуживание с ОАО «РЖД» с 13 мая», — сообщили там.
РБК в компании уточнили, что санкции и следующие из них требования делают «невозможным дальнейшее исполнение наших договорных обязательств перед РЖД».
«Сименс Мобильность» — «дочка» группы Siemens. Занимается производством подвижных составов, электровозов, автоматизацией и электрификацией железных дорог и др.
В России компания создала сеть депо для обслуживания и ремонта поездов «Сапсан» и «Ласточка», а ее дочерние предприятия производят преобразователи частоты и тяговые электродвигатели.
Представитель РЖД сообщил РБК, что техническое обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка» будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга.
По словам главного редактора Rollingstock Сергея Белова, прекращение поставок «Сапсанов» вряд ли будет критичным, а российская сторона сможет преодолеть проблемы производства и переориентации поставок в течение года. «Текущая ситуация создает все предпосылки для реализации широкомасштабной программы строительства ВСМ [высокоскоростных магистралей] в России, по опыту Китая, как сильной меры по поддержке экономики», — уточнил эксперт.
По его словам, производящий «Ласточки» и электровозы завод «Уральские локомотивы» работает более десяти лет и обеспечен достаточно высокий уровень локализации, а значительная часть интеллектуальных прав уже принадлежит российской стороне. «Более того, в последние годы идет работа в отношении экспорта подвижного состава — электровозы начали поставляться в Казахстан, в серьезной стадии проработки были поставки «Ласточек» в Сербию», — добавил Белов.
Он также предположил, что персонал компании «Сименс Мобильность», занятый на сервисных мощностях, перейдет на работу либо в РЖД, либо в «Синару». «За выход из всех соглашений с российскими партнерами Siemens придется дорого заплатить путем продажи доли по очень низкой цене, передачи технической документации и др., так как вряд ли российская сторона будет охотно выкупать долю партнера, не выполняющего обязательства», — подытожил эксперт.
РБК направил запрос в пресс-службу Минпромторга.
Компания Siemens объявила об уходе с российского рынка «из-за войны на Украине» 12 мая. В начале марта компания приостановила поставки в Россию и работу всех новых бизнес-проектов. Financial Times со ссылкой на источник писала, что компания продолжит выполнять в России лишь «малый объем сервисных работ» и что в Siemens оценивают последствия санкций, введенных против России после начала военных действий на Украине.
Председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров 22 марта сообщил, что Siemens уведомила их о приостановке контракта на покупку «Сапсанов». По его словам, электропоезда «Ласточка» «импортозамещены практически на 88 с лишним процентов». Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко после этого заявила, что немецкую компанию могут заменить другие организации. Она предположила, что компания приняла решение под давлением.
Siemens работала в России с 1852 года — тогда компания занималась прокладкой телеграфных линий. По данным FT, на сегодняшний день на Россию приходится около 1% всех продаж конгломерата. В головной компании концерна в России — ООО «Сименс» — работают около 2,7 тыс. сотрудников, оборот в 2020 финансовом году составил €723 млн.
После начала военной операции на Украине о приостановке работы в России объявили многие компании, среди них Nokia, Ericsson, General Electric и другие.