Иран допустит МАГАТЭ к камерам на ядерных объектах
Инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) получили разрешение на обслуживание камер на ядерных объектах в Иране, сообщается на сайте организации.
Инспекторы вновь получат доступ к видеооборудованию и смогут производить работу по замене носителей информации, они будут храниться в Иране под надзором МАГАТЭ и Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ). Об этом договорились глава ОАЭИ Мохаммад Эслами и генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в ходе переговоров в Тегеране.
Стороны подтвердили «дух сотрудничества и взаимного доверия», а также необходимость решения вопросов в конструктивном ключе.
Как сообщил ранее телеканал Press TV со ссылкой на информированный источник, о том, что МАГАТЭ получит доступ к записям с камер на иранских ядерных объектах, речи не идет, переговоры глав организаций по атомной энергии коснутся только обслуживания части оборудования, осуществляющего мониторинг.
В феврале Иран и МАГАТЭ достигли временного технического соглашения, в соответствии с которым Тегеран согласился хранить записи с камер на своих ядерных объектах в течение трех месяцев, рассчитывая, что США вернутся к полному соблюдению условий ядерной сделки. При этом Тегеран грозил затем удалить данные, если не удастся достичь нового соглашения. В декабре 2020 года иранский парламент принял закон о противодействии санкциям, который ограничивает проведение инспекций МАГАТЭ и побуждает ускорить развитие ядерной программы Ирана в ответ на ограничения.
В мае срок соглашения истек. Как заявил тогда спикер меджлиса (парламента) Ирана Мохаммад Багер Галибаф, МАГАТЭ больше не имеет доступа к данным с камер ядерных объектов из-за истечения срока.
Летом 2015 года Иран и страны шестерки (США, Великобритания, Франция, Германия, Китай, Россия) достигли соглашения по иранской ядерной программе — Совместный всеобъемлющий план действий — в обмен на отмену санкций против Ирана. Сделка предполагала, в частности, ограничение обогащения урана и доступ инспекторов МАГАТЭ ко всем ядерным объектам в стране. Однако США при президенте Дональде Трампе в 2018 году в одностороннем порядке вышли из сделки, после чего возобновили экономические санкции против Тегерана и ужесточили их. В ответ Иран отказался от части взятых на себя обязательств, в частности ускорил обогащение урана.