Честность опросов «Активного гражданина» проверит PwC
Тендер
Департамент информационных технологий Москвы объявил о завершении тендера по анализу архитектуры, инфраструктуры и уязвимостей «Активного гражданина». Как следует из документации, размещенной на портале госзакупок, победителем конкурса стала международная аудиторская компания PwC, имеющая подразделение в России.
Заявке PwC было отдано предпочтение из-за указанной стоимости: чиновники планировали потратить на проверку чуть больше 9 млн руб., а в PwC предложили провести проверку за 6,8 млн руб. В конкурсе также приняли участие другая крупная аудиторская компания — KPMG — с заявкой 9 млн руб. и компания «Информзащита» (заявка 7,2 млн руб.), специализирующаяся на оказании услуг по обеспечению информационной безопасности.
Исследование должно быть проведено до конца 2016 года, промежуточные итоги подведут весной. Мэрия хочет проверить «достоверность, полноту и целостность» результатов опроса. Также чиновники хотят выяснить, могут ли мошенники повлиять на ход голосования. Как рассказали РБК в департаменте информационных технологий, победитель конкурса проведет ретроспективное исследование наиболее резонансных голосований, включая голосование по переименованию станции метро «Войковская».
PriceWaterhouse была основана в 1849 году в Лондоне, а нынешнее название получила в 1998 году. PwC входит в «большую четверку» аудиторов. Российское подразделение компании известно благодаря делу ЮКОСа: аналитики фирмы проверяли нефтяную компанию в 1995–2004 годах, однако в 2007 году Московский арбитражный суд признал PwC фактическим участником реализации незаконных налоговых схем ЮКОСа и обвинил в нарушении профессиональных стандартов. Вскоре PwC отозвала все аудиторские заключения, после чего претензии со стороны властей были сняты.
«Активный гражданин»
«Активный гражданин» — проект московского правительства, работающий с мая 2014 года. Он объединяет сайт и мобильное приложение, с помощью которых городские власти проводят опросы жителей. В ноябре вокруг «Активного гражданина» разгорелся скандал, связанный с голосованием о переименовании станции метро «Войковская»: пользователи обнаружили аномальное распределение голосов по времени. РБК, в частности, заметил, что с девяти утра 4 ноября до полуночи 5 ноября каждый час голосовало одно и то же количество человек. Пресс-служба «Активного гражданина» на запрос РБК до сих пор не ответила.
О намерении провести тендер об аудите столичная мэрия объявила 27 ноября. Тогда же в ответ на запрос РБК пресс-служба «Активного гражданина» сообщила, что чиновники обратились в сотовые компании с просьбой уточнить, являются ли активными абонентами участники голосований. «Доля активных абонентов сети «МегаФон» составляет 91,8%, сети «Билайн» — 94%, сети МТС — 90,5%», — подчеркнули в пресс-службе проекта. Принять участие в голосовании могут не только москвичи, но и жители других районов, система не защищена от голосования с помощью виртуальных сим-карт, говорили ранее в пресс-службе проекта.
Как говорила заместитель мэра Анастасия Ракова, на реализацию проекта было потрачено 20 млн руб. По подсчетам проекта Medialeaks, затраты составили около 185 млн руб. Источник РБК, работающий в проекте, сообщает, что помимо этих средств в 2015 году было потрачено около 50 млн руб. на поощрение пользователей, а в 2016 году эта сумма будет утроена. Таким образом, по подсчетам РБК, «Активный гражданин» может обойтись бюджету в сумму от 200 млн до 400 млн руб.
Представитель мэрии в ответ на запрос РБК заявил, что считает «лживой информацию о 150 млн руб.». «На финансирование всего проекта в 2016 году запланировано 70 млн руб., общие расходы на финансирование всего проекта в 2015 году не превысят 65 млн руб.», — отметил представитель столичного правительства.
Поощрение пользователей — это начисление участникам голосования баллов, которые потом можно конвертировать в различные товары или услуги. Муниципальный депутат Гагаринского района Елена Русакова ранее называла такую практику подкупом. А член центрального совета Партии прогресса Леонид Волков называл это бессмысленным голосованием. По мнению Волкова, в пользу его точки зрения говорит то, что во время проведения голосования в связи с возможным переименованием «Войковской» только 74 тыс. человек из 304 тыс. проголосовавших заинтересовались биографией Петра Войкова.
Как ранее писал РБК, решения по некоторым вопросам, вынесенным на голосование, в ряде случаев уже были приняты самими чиновниками. Еще ряд вопросов не имели права ставить на голосование.
Во вторник, 12 января, Левада-центр обнародовал исследование, из которого следует, что 64% опрошенных слышали об «Активном гражданине», при этом только 19% респондентов зарегистрированы в системе. Почти три четверти из числа зарегистрированных доверяют результатам голосования.