Кремлевские эксперты допустили «вечную» заморозку конфликта в Донбассе
Несогласие Киева
12 февраля, к очередной годовщине подписания вторых минских соглашений в начале 2015 года, их выполнение существенно затормозилось. Как следует из доклада (есть в распоряжении РБК) близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры (ЦПК), «с февраля 2016, кроме разведения сторон на безопасное расстояние на двух участках линии соприкосновения, не было сделано никаких заметных позитивных шагов». При этом эксперты напоминают о том, что в последнее время резко обострилось военное противостояние в Донбассе. В конце января бои с применением танков и тяжелой артиллерии шли в районе Авдеевки недалеко от Донецка.
Как подчеркивается в докладе, из 13 пунктов Комплекса мер по имплементации минских соглашений выполненными можно считать лишь два, частично выполненными — три, а невыполненными — восемь. «Все ключевые пункты в сфере безопасности и политики либо не выполнены, либо выполнены лишь частично», — отмечают эксперты.
Среди частично выполненных мер в докладе называются работа мониторинговой миссии ОБСЕ по контролю над режимом прекращения огня, освобождение некоторых заложников (хотя и не в режиме «всех на всех», как предусмотрено соглашениями), а также «начало диалога о модальностях проведения местных выборов [в Донбассе] в соответствии с законодательством Украины». Эксперты уточняют, что дальнейшее принятие данного закона заблокировала Верховная рада.
Полностью не выполнены ни требования о восстановлении социально-экономических связей Киева с Донбассом, ни пункт о проведении конституционной реформы на Украине, ни амнистия участников событий 2014 года. Эксперты ЦПК признают, что в полной мере реализованы лишь положения об усилении работы трехсторонней контактной группы и о доставке гуманитарной помощи.
По мнению авторов доклада, ключевая вина за срыв выполнения договоренностей лежит на киевской власти, которая изначально рассматривала соглашения «как невыгодные для себя». «Украинская сторона настаивает на выполнении всех пунктов по безопасности, включая полное восстановление контроля над границей, прежде чем переходить к реализации своих политических обязательств», — говорится в документе.
Война не исключается
Самым маловероятным сценарием в ЦПК считают мирное урегулирование в течение ближайших трех—пяти лет. По мнению экспертов, об этом говорят лишь отдельные участники переговоров — исключительно для «сохранения оптимизма в общественном мнении».
Даже если на Украине в ближайший год пройдут досрочные парламентские и президентские выборы, «к качественному прогрессу» в мирном урегулировании это не приведет, добавляют авторы.
Возросла, однако, по их мнению, вероятность обострения военного конфликта: «У сторон конфликта нет достаточных ресурсов для этого. Однако до тех пор пока Вооруженные силы Украины и республик Донбасса не будут разведены на безопасное расстояние от линии соприкосновения и не начнут соблюдать режим прекращения огня, возможность возобновления регулярных боевых действий также приходится признавать весьма высокой».
Эксперты ЦПК обращают внимание на недостаточное внимание международных структур, в частности ОБСЕ, к обострению военного противостояния украинской стороной: «Данное обострение происходит по вине Киева, на уровне официальных лиц подтвердившего реализацию политики «постепенного занятия нейтральной территории», и не приводит к необходимой оценке со стороны ОБСЕ».
Эксперты называют совпадение «неслучайным», предполагая, что украинская сторона совершает «преднамеренные провокации». ОБСЕ, по их мнению, «использует» возникающие гуманитарно-экологические проблемы «в качестве предлога для вытеснения ополчения республик, создания «демилитаризованной зоны» с последующим ее занятием Вооруженными силами Украины».
«Вечная» заморозка
Но как наиболее вероятный и реалистичный авторы доклада определили сценарий, что конфликт на Украине ждет заморозка «на долгие годы, если не навсегда».
«Стороны и в дальнейшем будут расходиться в практике работы политических и общественных институтов», — отмечают авторы, добавляя, что «в конце концов если и произойдет возвращение к теме реинтеграции [Донбасса], то лишь в виде конфедерации». Возвращения охваченных войной территорий Донецкой и Луганской областей в ближайшее время эксперты не прогнозируют.
Долгая заморозка — самый реалистичный сценарий, потому что в этом случае потери всех сторон не столь существенны, прокомментировал РБК директор ЦПК Алексей Чеснаков. «При иных сценариях кто-то проигрывает всё, — добавил эксперт. — [В случае же сценария заморозки] республики выигрывают больше всех. Ведь все другие варианты делают их инструментами, а этот — субъектами».
Украинский политолог Вадим Карасев уверен, что сценарий полной заморозки не выгоден прежде всего самой России: «Это просто невозможно, Донбасс — не Приднестровье и не Абхазия. Наиболее выгодно для России «вернуть» эти территории Украине, но в статусе ДНР и ЛНР. Для Украины это неприемлемо».
Поэтому, по мнению Карасева, в будущем минский процесс ждет либо дальнейшая пробуксовка, либо все же прогресс в выполнении договоренностей. Ключевую роль здесь, отмечает эксперт, может сыграть позиция новой администрации США и президента Дональда Трампа. По его словам, на судьбу минских соглашений влияет и то, что «разрешение Россией конфликта на Украине может стать основанием для снятия санкций».
При участии Владимира Дергачева