В Киеве заявили о движении Украины и России к компромиссу
Киев и Москва движутся к компромиссу в переговорах, заявил советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк, участвующий в переговорном процессе, газете «Коммерсантъ».
«У нас есть все предложения, которые так или иначе защищают эти интересы, выводят Украину из-под удара с точки зрения того, чтобы не повторились подобные ситуации, выводят Украину в компенсаторные какие-то истории в правильном смысле», — сказал он.
Подоляк отметил, что Россия «гораздо более адекватно уже смотрит» на конфликт. «Но еще какое-то время должно пройти, чтобы они в целом на 100% понимали ту ситуацию, в которую попала именно Россия, а не Украина», — считает советник.
Он рассказал, что стороны обсуждают «разные предложения, их много, там десяток предложений», они, в частности, касаются прекращения огня и вывода войск.
«Сейчас это все находится в условных рабочих группах, в юридических форматах обсуждается, как могут выглядеть итоговые документы, ведь надо будет их потом парафировать, подписывать и так далее. Как только будут наработаны взаимные встречные уже юридические форматы, будет назначена встреча — четвертый раунд переговоров», — пояснил Подоляк, не исключив, что это может произойти «завтра, послезавтра». Конкретные договоренности он не приводит: делегации, по его словам, договорились не комментировать содержание переговоров до тех пор, пока не согласуют все ключевые позиции.
Тем не менее он отметил, что договор между Россией и Украиной должен быть «многокомпонентным» и в первую очередь включать пункты о прекращении военных действий и «процедура, скорость по временным параметрам выхода российских войск с территории Украины», мирный договор. Каким образом мир будет гарантирован. «И тут возвращаемся к ключевому моменту, вокруг которого все и строится, — гарантии безопасности Украине, чтобы подобные ситуации не повторялись», — рассказал он.
Кроме того, Украина ожидает компенсацию. По словам Подоляка, «должны быть четко прописаны компенсаторные механизмы: за счет чего и за счет какого бюджета все это будет восстанавливаться». Россия отвергает обвинения в нанесении ударов по гражданской инфраструктуре. В российском Минобороны утверждают, что целью являются исключительно военные объекты. Украина настаивает на обратном.
Помимо гарантий безопасности для Украины договор, как считает Подоляк, должен учитывать и те гарантии, которых добивается Москва, имеющая «свои страхи по отношению к целому ряду глобальных военных союзов».
Президент России Владимир Путин 24 февраля объявил о начале военной операции на Украине, ее целями он называл «демилитаризацию» и «денацификацию».
11 марта Путин на встрече с белорусским коллегой Александром Лукашенко в Москве сообщил, что «есть определенные позитивные сдвиги» в переговорах с Киевом. Позже украинский президент Владимир Зеленский описал переговоры с Москвой словами «начали разговаривать». «Сейчас они начали разговаривать, а не бросать только ультиматумы», — отметил он. Российская сторона, помимо «демилитаризации» и «денацификации», настаивает на том, что Украина должна стать нейтральной страной, признать Крым и ДНР и ЛНР в административных границах Донецкой и Луганской областей.
В партии Зеленского «Слуга народа» предложили заменить Будапештский меморандум, предусматривающий гарантии безопасности и территориальной целостности Украины в обмен на отказ от ядерного оружия, другим документом. В частности, Россия должна юридически признать украинскую государственность и гарантировать, что не будет ей угрожать, заявили в партии.
Россия, в свою очередь, добивалась от Запада отказа от продвижения на восток и принятия Украины в НАТО. Однако замглавы МИДа Сергей Рябков усомнился, что предложения России по гарантиям безопасности, направленные США и НАТО, еще остаются в силе.