ОБСЕ не признала Белоруссию и НАТО участниками конфликта на Украине
Россия и Украина являются сторонами вооруженного конфликта, при этом Белоруссия, которая позволяет использовать территорию для нанесения ударов, не обладает таким статусом. Об этом говорится в докладе Московского механизма Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), опубликованном на сайте организации.
«И Россия, и Украина являются государствами — сторонами вооруженного конфликта <...>. Хотя Белоруссия позволяет использовать свою территорию для нанесения российских ударов по Украине, миссия [Московского механизма] считает, что по состоянию на 1 апреля она [Белоруссия] не является стороной вооруженного конфликта до тех пор, пока сама не совершает актов насилия или других действий, которые представляли бы собой прямое участие в военных действиях», — говорится в документе.
Также в ОБСЕ заявили, что не считают НАТО стороной конфликта. «Аналогичным образом государства — члены НАТО не являются сторонами конфликта лишь на основании факта поставок оружия или обмена разведывательной информацией», — говорится в докладе.
Эксперты вместе с тем заявили, что и Белоруссия, и государства — члены НАТО «несут повышенную ответственность за обеспечение соблюдения» международного гуманитарного права теми сторонами, которых они поддерживают.
В ОБСЕ также считают, что Луганская и Донецкая народные республики «находятся под полным контролем России». «Поэтому последняя [Россия] несет ответственность за их поведение, и к их поведению применимо международное гуманитарное право в части международного вооруженного конфликта. В любом случае это было бы так, если бы эти «республики» были на самом деле независимыми государствами, как утверждает Россия, а не просто военными союзниками России», — говорится в докладе.
У ОБСЕ существуют механизмы для мониторинга выполнения обязательств в области прав человека и демократии. Одним из них является «механизм человеческого измерения», в составе которого находится Московский механизм, позволяющий формировать независимые экспертные миссии для «оказания содействия в разрешении конкретных проблем».
Московский механизм учрежден в 1991 году в развитие похожего Венского механизма от 1989 года. Механизм активизировали, в частности, в 1992 году после появления сообщений о нападениях на гражданских лиц в Хорватии и Боснии и Герцеговине, о применении механизма просили в 1992 и 1993 годах Эстония, Молдавия, в 1993 году он применялся в отношении событий в Сербии и Черногории, в 1999-м — из-за военной операции НАТО в бывшей Югославии. А разные годы с 2002 по 2020 год механизм использовался для оценки событий, связанных с нарушением прав человека, в частности во время акции протеста в Туркмении, Белоруссии и России.
И Туркмения, и Белоруссия, и Россия выступали с критикой выводов экспертов, работавших в рамках Московского механизма.
Россия проводит спецоперацию на Украине с 24 февраля. Ряд стран Запада и НАТО в конце февраля заявили о поставках вооружений на Украине, однако отказались обеспечить над этой страной бесполетную зону, посчитав, что это приведет к прямому столкновению сил альянса с Россией.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ранее заявлял, что белорусская армия не принимает участия в военной операции России на Украине, поскольку такой необходимости нет.
Другая структура ОБСЕ — миссия на юго-востоке Украины — работала в стране с 2014 года и ежедневно сообщала о состоянии конфликта в Донбассе и количестве нарушений режима прекращения огня. Однако 24 февраля миссия решила эвакуировать всех ее сотрудников из региона. О полном прекращении работы на Украине миссия сообщила 8 марта. Также она временно приостановила составление и публикацию отчетов.