Госдума не стала разрешать прямые выборы мэров
Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 15 апреля, на прием поправок ко второму чтению отведено 30 дней. На 15 мая намечено заседание профильного комитета по местному самоуправлению, сказали РБК два депутата. Законопроект вводит новую модель МСУ - городов с внутригородским делением, где прямые выборы сохраняются лишь на уровне депутатских советов внутригородских районов, из которых делегируются депутаты городских дум, из них будут выбираться главы городов (модель также предполагает назначение в таких городах сити-менеджера).
Близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), который с самого начала разрабатывал новую концепцию избрания мэров, предлагал дать таким городам возможность избирать глав городов и прямым голосованием - такая модель действует в Екатеринбурге. В городе есть избранный напрямую мэр Евгений Ройзман, одновременно возглавляющий местную думу, но реальные полномочия принадлежат назначаемому по конкурсу сити-менеджеру.
Председатель Всероссийского совета местного самоуправления Тимченко не исключал, что это предложение ИСЭПИ будет оформлено в виде поправки. Идею поддерживал и начальник управления внутренней политики Кремля Олег Морозов. По крайней мере на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге в конце апреля он говорил о двух вариантах формирования городской власти, из которых каждый регион может выбрать более близкий. Совсем лишать людей права на прямые выборы не надо, следовало из слов кремлевского чиновника.
Однако, по словам Тимченко, такой поправки так и не поступило. Для предлагаемой модели МСУ отсутствие нормы о прямых выборах мэров логично, сказал Тимченко РБК.
Поправка к закону о реформе МСУ, которая бы предусматривала прямые выборы мэров, вряд ли будет внесена в Госдуму, подтвердил РБК источник, близкий к руководству администрации президента. "Регионы могут сами решать, принимать им новую модель МСУ или нет. Этого и так достаточно", - отметил он.
Власть решила не закладывать в законопроект никаких рисков для себя, говорит политолог Константин Калачев. "Прямые выборы даже по модели Екатеринбурга рассматриваются как дестабилизирующий фактор, как инструмент, которым может воспользоваться оппозиция. Кроме этого, избранный глава - политический тяжеловес, который может пытаться подмять сити-менеджера под себя. Избранный депутатами мэр таким тяжеловесом быть не может", - подчеркивает он.
Отказ от екатеринбургской модели означает уход от закономерной конфликтности и двоевластия в городе, когда избранный мэр может претендовать на какую-то власть, полагает эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов. Кроме того, решение можно расценивать как уход от декоративности в пользу эффективности, подчеркивает он.
Светлана Бочарова, Михаил Рубин, Мария Макутина