Суд отказался допустить к Зауру Дадаеву адвоката «Комитета против пыток»
Басманный суд Москвы отказал в удовлетворении жалобы адвоката Евгения Губина, представляющего интересы обвиняемого в убийстве Бориса Немцова Заура Дадаева, на бездействие следователя СКР по особо важным делам Игоря Краснова. Последний отказал в допуске Губина к заключенному в СИЗО «Лефортово» Дадаеву.
Соглашение с адвокатом Губиным заключила общественная организация «Комитет против пыток» после обращения Дадаева к членам ОНК с просьбой привлечь правозащитников к проверке фактов якобы применявшихся к нему пыток. В свою очередь следователь Краснов отказал в допуске Губина к обвиняемому, ссылаясь на отсутствие согласия Дадаева на участие юриста «Комитета против пыток» в защите по уголовному делу. В суде Губин пояснил, что оказывает Дадаеву квалифицированную юридическую помощь исключительно в общественном расследовании возможного факта пыток со стороны «неустановленных должностных лиц», однако для доступа в СИЗО «Лефортово» ему необходимо разрешение следователя Краснова. Так ему разъяснили сотрудники следственного изолятора.
В своей жалобе на «бездействие» следователя Губин попросил суд обязать Краснова «незамедлительно обеспечить беспрепятственный доступ к обвиняемому».
Представитель следственной группы Альберт Осеев на заседании настаивал, что Уголовно-процессуальный кодекс позволяет следователю допустить к обвиняемому лишь непосредственного защитника по уголовному делу. У Дадаева их два — адвокат по назначению Иван Герасимов и нанятый родственниками Шамсудин Цакаев.
Прокурор поддержал доводы следствия и подчеркнул, что не видит в действиях Краснова «ущерба конституционному праву Дадаева на защиту».
Ранее СКР начал проверку заявления Дадаева о пытках, в апреле следователь по особо важным делам центрального аппарата ведомства Алексей Стадников опросил обвиняемого в убийстве Бориса Немцова в СИЗО «Лефортово».
Дадаев повторил следователю свой рассказ о пытках, которым его подвергали, как он утверждает, в течение двух дней после задержания. Ранее арестованный, по словам адвоката Цакаева, написал по этому поводу несколько жалоб: в Генпрокуратуру, председателю Следственного комитета, в правозащитную организацию «Комитет против пыток», а также главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову.
Как утверждает в своих объяснениях Дадаев, после задержания в Ингушетии 5 марта сотрудниками Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков его вместе с бывшим сослуживцем Рустамом Юсуповым передали в руки неизвестных сотрудников ФСБ. Их обоих, по словам Дадаева, держали двое суток в неизвестном помещении. Дадаев утверждает, что там его подвергали воздействию электрического тока. Якобы под пытками от него требовали признания в убийстве Немцова и показаний против бывшего сослуживца — майора чеченского батальона МВД Руслана Геремеева.
Интерфакс со ссылкой на информированный источник сообщал о присвоении Геремееву статуса подозреваемого, а «Новая газета» писала, что в управление ФСБ по Чечне еще в марте поступило указание задержать Геремеева, но местные оперативники не смогли выполнить приказ. Источник РБК, близкий к следственной группе, также подтвердил намерение следствия задержать и допросить Геремеева.
По словам защитника, в столице Дадаев находился в отпуске и действительно жил в квартире Геремеева на улице Веерная. Но в этой квартире останавливались и другие сослуживцы по батальону «Север», а также родственники Геремеевых. «С учетом тех показаний, которые требовали от обвиняемого, можно предположить, что это выгодно недоброжелателям руководства республики», — заявил ранее РБК Цакаев.
Во время продления срока содержания под стражей в Басманном суде Дадаев подтвердил, что дал свои признательные показания под давлением. «Я согласился, потому что мне сказали, что убьют моего сослуживца Рустама [Юсупова], — сказал Дадаев. — Пока я в Москве не дал показаний, Юсупова не отпустили».
Адвокат семьи Немцовых Вадим Прохоров сообщил РБК, что ему не известно об изменении официального статуса Геремеева. Ранее Прохоров передал старшему следователю по особо важным делам Игорю Краснову ходатайство, в котором попросил допросить «на предмет причастности к организации убийства» ряд высокопоставленных чиновников Чечни. В список, который предложил адвокат, вошли глава республики Рамзан Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов (его брат Алибек возглавляет батальон «Север») и Геремеев.
Утверждения защиты Дадаева о пытках, по словам Прохорова, нуждаются в проверке, однако в деле достаточно других оснований для проверки Геремеева на причастность к преступлению.
В свою очередь, адвокат Цакаев сказал РБК, что даже в показаниях, от которых Дадаев впоследствии отказался, нет оснований для допроса Геремеева и тем более руководства республики.
Во время «Прямой линии» 16 апреля президент Владимир Путин рассказал, что спецслужбы оперативно установили исполнителей убийства Немцова, при этом президент похвалил оперативников. Однако глава государства ушел от вопроса о главном свидетеле по этому делу.