Токаев согласился переименовать столицу Казахстана обратно в Астану
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поддержал предложение депутатов местного парламента переименовать столицу Казахстана из Нурсултана в Астану. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Руслан Желдибай в Facebook (владелец соцсети компания Meta признана экстремистской и запрещена в России). Соответствующая поправка внесена в проект конституционного закона, который будет рассматривать парламент.
«Как известно, группа депутатов парламента предложила вернуть столице Казахстана прежнее название — Астана. Президент проинформировал об этой инициативе депутатов <...>. Предложение парламентариев включено в проект конституционного закона с согласия главы государства», — сообщил пресс-секретарь Токаева.
В то же время, по словам Желдибая, Токаев считает «историческим фактом решающую роль» Нурсултана Назарбаева в укреплении государственности Казахстана и становлении столицы, а потому другие объекты, названные в честь первого президента страны, должны сохранить свои наименования.
До конца 1997 года столицей Казахстана был город Алма-Ата, расположенный на юге страны. В декабре 1997 года президент Нурсултан Назарбаев принял решение перенести столицу в Центральный Казахстан, выбрав для этого город, который назывался в тот момент Акмола (в переводе с казахского языка означает «белая могила»). В мае 1998 года он подписал указ о переименовании города в Астану (в переводе с казахского языка «столица»).
Еще раз переименовать столичный город — в Нурсултан — предложил уже Токаев сразу после вступления в должность президента страны.
19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев, который руководил Казахстаном с 1990 года, объявил о сложении полномочий президента республики и назначил исполняющим обязанности главы государства Касым-Жормата Токаева, который был на тот момент премьер-министром страны.
На следующий день Токаев принес присягу и вступил в должность главы государства, сразу после присяги предложив сменить название столицы. «Мы должны увековечить его великое имя. <...> Наша столица должна носить имя нашего президента и называться Нурсултан», — говорил Токаев.
Тогда же он сообщил о предложении депутатов парламента переименовать все главные проспекты в городах страны в честь Назарбаева. В июне 2019 года в Казахстане прошли выборы, где Токаев заручился поддержкой 70,13% голосов избирателей.
После того как город официально сменил название, местные жители выступали за возвращение прежнего имени. Так, на портале Alash.online появилась петиция с призывом к властям отменить изменения. К моменту закрытия сбора подписей инициативу поддержали почти 230 тыс. пользователей, против высказались лишь 25.
Исключение Назарбаева из политики было одним из требований, звучавших на протестах в Казахстане в январе 2022 года. Во время беспорядков, спровоцированных ростом цен на газ, были захвачены аэропорт Алма-Аты и здания администраций, разграблены магазины. По данным Генпрокуратуры, в результате протестов погибли 230 человек. После подавления протестов три зятя первого президента, его племянник и другие родственники лишились занимаемых должностей, а сам Назарбаев лишился пожизненного председательства в Ассамблее народа Казахстана (АНК) и Совете безопасности, а также титула и привилегий елбасы — лидера нации. Еще он перестал быть главой правящей партии «Нур Отан», которую позже переименовали в «Аманат».
Предложение переименовать Нурсултан обратно в Астану в парламент внесли депутаты парламентской группы «Жаңа Қазақстан» («Новый Казахстан») нижней палаты казахского парламента в начале сентября.
«Считаем неправильным, когда при жизни человека его именем называется город, к тому же народ также не принял новое название столицы. Поэтому будет исторически справедливым вернуть прежнее название столицы — Астана, которое в свое время было предложено первым президентом [Назарбаевым]», — говорилось в заявлении депутатов.
По мнению депутатов, это решение позволит учесть вклад Назарбаева «в становление и развитие главного города страны» и будет отвечать запросам и ожиданиям граждан. В состав депутатской группы входят 29 человек — это 31% из всех 107 мест в нижней палате.