Дума отложила рассмотрение закона о лжи в соцсетях до 2018 года
Не торопятся с запретами
Поправки в закон о защите информации и в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие ответственность за отказ от удаления недостоверного или противоправного контента из социальных сетей, внесенные летом единороссами Сергеем Боярским и Андреем Альшевских, не будут рассмотрены Думой до конца этого года. Об этом РБК рассказал сам Боярский.
«У Думы сейчас много других более приоритетных законопроектов, которые необходимо принять, в том числе законопроекты, направленные на социальную поддержку граждан», — сказал он. Депутат добавил, что его законопроект «уже точно не успеют [рассмотреть] до конца сессии». Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы запланировано на 22 декабря. Необходимости в спешке с инициативой парламентарий не видит.
О том, что сроки рассмотрения инициативы пока не определены, РБК говорил и соавтор Боярского Андрей Альшевских. Он, впрочем, не исключал, что законопроект может быть принят до конца текущей сессии, а задержку рассмотрения связывал с тем, что Госдума сначала должна принять федеральный бюджет на 2018–2020 годы. Эту информацию РБК подтвердил и глава профильного думского комитета по информационной политике Леонид Левин («Справедливая Россия»). Точные сроки возможного рассмотрения законопроекта он не называл.
Репост на миллион
Единороссы внесли поправки о дополнительном регулировании соцсетей 12 июля этого года. Согласно законопроекту, все социальные сети, как российские, так и зарубежные, должны будут создать специальные управляющие органы — так называемых операторов социальных сетей. Оператор социальной сети — «это организатор распространения информации», который позволяет обмениваться электронными сообщениями и у которого более 2 млн пользователей на территории России, говорилось в тексте.
Как следует из документа, социальные сети должны создавать операторов не только в головном офисе, но организовать представительство оператора в России.
Именно операторы, по замыслу авторов законопроекта, должны ограничивать доступ к контенту или удалять по заявлению пользователя распространяемую в социальной сети «информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию». Ограничивать доступ или удалять по заявлению любого пользователя информацию операторы должны будут в течение суток.
Если «ложный» контент не будет удален, то поправки в КоАП предлагают штрафы для операторов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Размер штрафа для физических лиц, согласно поправкам, должен составить от 3 млн до 5 млн руб., для юридических — от 30 млн до 50 млн руб. На пользователей соцсетей эти штрафы распространяться не будут, а коснутся только операторов, уточнял Боярский.
Критика Кремля и правительства
Задержка с инициативой связана с тем, что поправки еще летом раскритиковало Государственно-правовое управление (ГПУ) президента, которому содержащиеся в законопроекте формулировки показались слишком расплывчатыми, прокомментировал источник РБК в Госдуме. Он напомнил, что после замечаний Кремля авторам предложили серьезно скорректировать текст. Вначале Боярский и Альшевских заявляли, что переработают его, однако в сентябре Альшевских сообщил РБК, что «все замечания, о которых говорилось ранее, по нашему мнению, могут быть внесены при доработке ко второму чтению».
«Мы будем настаивать на той редакции, которая есть», — подтвердил Боярский слова коллеги.
Как сообщил в июле «Коммерсантъ», законопроект раскритиковал Кремль и правительственная комиссия по законотворческой деятельности. Понятия «недостоверная информация», которым оперируют авторы предложения, нет в законодательстве, было указано в ее заключении. Этот термин комиссия признала субъективным. В правительстве попросили уточнить, что значит фраза «оператор социальной сети», и предложили разработать методику оценки численности пользователей соцсетей.
На расплывчатость формулировки «оператор социальной сети» указывали и в правовом управлении Госдумы. Также, по их мнению, нуждалось в обсуждении и предложение по созданию в России представительств всех соцсетей. Как отмечали в правовом управлении юристы, закон «Об иностранных инвестициях в РФ» предъявляет требование создавать на территории России представительства иностранного юрлица в случае, если цель его создания и деятельности связаны с извлечением прибыли. У операторов соцсетей, такие цели могут отсутствовать, говорилось в заключении.
Законопроект сразу после внесения подвергся резкой критике и со стороны представителей интернет-индустрии и общественности. Представитель «Яндекса» называл предлагаемые в нем штрафы неоправданно высокими, а член президентского совета по правам человека и руководитель комиссии этой структуры по гражданским свободам и гражданской активности Николай Сванидзе назвал законопроект продолжением политики репрессий в отношении интернета. Также эксперты предупреждали, что хотя авторы законопроекта указывают лишь на соцсети, под норму законопроекта об аудитории пользователей в два и более миллиона подпадают и мессенджеры — например, WhatsApp, Viber и Telegram.
Законопроект об очередных ограничениях в соцсетях «не вписывается в существующие тренды» из-за установок на позитивную президентскую кампанию, считает глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. В пример он привел реакцию Кремля на выступление школьника из Нового Уренгоя (во время выступления в бундестаге школьник назвал солдат вермахта «невинными жертвами» войны, после чего пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил не обвинять школьника в «смертных грехах») и реакцию власти на решение Международного олимпийского комитета лишить российскую сборную права участвовать в зимних Играх (Владимир Путин пообещал не блокировать участие спортсменов в Олимпиаде). Впрочем, Калачев считает, что подобные установки власти могут быть «достаточно ситуативными».