Перейти к основному контенту
Пандемия коронавируса ,  
0 
Эксклюзив

Минтранс и Госдума перенесут рассмотрение закона о QR-кодах на транспорте

Документ решили переработать без «опрометчивых решений», спросив бизнес и пассажиров
Госдума и Минтранс решили отложить рассмотрение правительственного законопроекта о введении QR-кодов на транспорте, сообщили источники РБК. Но законопроект о введении их в общественных местах не снят с повестки
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Законопроект о введении QR-кодов на транспорте не будет рассмотрен на этой неделе в первом чтении в Госдуме, работа над документом будет продолжена, рассказал РБК источник, близкий к правительству, и подтвердили в Минтрансе и нижней палате Федерального собрания.

В Минтрансе пояснили, что принято решение о «целесообразности дальнейшей проработки отдельных положений законопроекта в сфере транспорта, предусматривающего внедрение сертификатов о вакцинации». «Не дожидаясь завершения официальной процедуры подготовки к рассмотрению законопроекта в первом чтении, Минтранс провел работу по его обсуждению с депутатами профильного комитета Госдумы, экспертами, перевозчиками и общественными организациями. По итогам совещаний принято совместное решение о дальнейшей проработке проекта закона», — сообщили РБК в ведомстве.

Путин потребовал обойтись без «опрометчивых решений» с QR-кодами
Общество
Фото:Егор Алеев / ТАСС

Рассмотрение двух законопроектов о введении QR-кодов — на транспорте и в общественных местах — ранее планировалось на 16 декабря.

Почему откладывают QR-коды на транспорте

На прошлой неделе в ходе встречи с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека президент России Владимир Путин предложил обойтись без «опрометчивых решений», связанных с введением QR-кодов из-за коронавируса, и заявил о «рамочном характере» закона, который «должен быть проработан дополнительно на местах, в регионах».

После этого спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что решения по законопроектам о введении QR-кодов на транспорте и поправках в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» будут приниматься «исходя из ответов на вопросы общества».

По словам близкого к правительству источника РБК, пока «планируется продолжить проработку законопроекта о сертификатах на транспорте, а законопроект о праве вводить сертификаты в общественных местах будет рассмотрен в Госдуме». «Это совместное решение Госдумы и Минтранса с учетом позиции президента и консультаций министра с председателем правительства», — сообщили РБК в пресс-службе Минтранса.

Глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев подтвердил РБК направление законопроекта о QR-кодах на транспорте на доработку. «Мы видим, что над ним [законопроектом] надо работать. Поэтому комитет 13 декабря на Совете Думы предложит этот законопроект перенести и еще раз детально изучить все плюсы и минусы. Он не будет рассмотрен в первом чтении. Но мы не будем [процедурно] возвращать законопроект. Мы продолжим работу над ним совместно с Минтрансом», — уточнил он. «Надо просто взвешенно подойти ко всем тонким вопросам, которые необходимо [решить в интересах] пассажиров», — подчеркнул Москвичев.

Единороссы составили ответы антиваксерам о желтых звездах и числе зверя
Политика
Фото:Дмитрий Ловецкий / AP

Что говорится в законопроектах о QR-кодах

Два законопроекта о введении QR-кодов на транспорте и в общественных местах были внесены правительством в Госдуму 12 ноября. Первый предполагает, что QR-коды будут требоваться на массовых мероприятиях, в культурных учреждениях, заведениях общественного питания и в магазинах (кроме продовольственных и обеспечивающих людей предметами первой необходимости). Посещать эти места можно будет с QR-кодом о вакцинации, документом о недавно перенесенном коронавирусе или справкой о медотводе от прививки. До 1 февраля 2022 года власти предлагают допускать посещение общественных мест и с отрицательным ПЦР-тестом.

Согласно второму законопроекту, на железнодорожном и воздушном транспорте при междугородных и международных поездках тоже будут нужны QR-коды. При их отсутствии до даты, которую определит правительство, будет достаточно отрицательного ПЦР-теста.

«После совместных консультаций Госдумы и Минтранса принято решение отложить рассмотрение законопроекта о введении сертификатов на транспорте в первом чтении и продолжить работу над законопроектом в том числе с бизнесом», — говорит источник РБК.

После объявления о возможном внедрении QR-кодов на транспорте РЖД и «Аэрофлот» заявляли о готовности к реализации инициативы. Но Международная ассоциация аэропортов, авиакомпании S7 Airlines и Utair предупреждали о возможном существенном снижении внутреннего пассажиропотока. Минтранс прорабатывал варианты компенсации выпадающих доходов авиакомпаний и аэропортов, соответствующие предложения были направлены в правительство. «Введение QR-кодов на транспорте должно учитывать выпадающие доходы авиакомпаний. В 2021 году, несмотря на продолжение роста пассажиропотока по внутренним воздушным линиям, не произошло существенного улучшения финансового положения авиакомпаний», — отмечает руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова.

В понедельник представитель холдинга «Аэродинамика», контролирующего аэропорты Сочи, Краснодара и Анапы, заявил РБК, что «решение о введение QR-кодов на транспорте отменено своевременно, так как это могло серьезно повлиять на трафик и ситуацию в аэропортах». «Отмена решения также снимет необходимость дополнительной нагрузки на персонал аэропортов и сохранит темпы роста пассажиропотока в постковидный период. В целом введение кодов на транспорте является излишней мерой, которая может снизить транспортную мобильность россиян. Отмена введения QR-кодов позволит реализовать прогнозные планы аэропортов на следующий год», — сказал он.

В пресс-службе Внуково РБК сказали, что в связи с переносом рассмотрения закона о QR-кодах на транспорте целесообразно вернуться к обсуждению документа, когда работа над ним будет продолжена со стороны представителей профильных комитетов Госдумы, экспертов и авиаперевозчиков. В Домодедово отнеслись к доработке законопроекта спокойно. «Решение не повлияло на бизнес компании», — говорит представитель аэропорта.

На прошлой неделе источники РБК сообщали, что у федерального центра не было финального решения о том, принимать законопроекты о введении QR-кодов в общественных местах и на транспорте или нет. Законопроекты о QR-кодах вызвали социальное напряжение, признавал один из собеседников РБК. После внесения законопроектов в ряде регионов, к примеру в Костроме, Иркутске, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге, прошли акции протеста.

Социология показывала в той или иной степени отрицательное отношение к возможному введению QR-кодов примерно двух третей россиян, сообщили РБК два источника, знакомых с данными закрытых исследований. В «Единой России» опасаются, что «принятие законопроектов могло бы стать для партии второй пенсионной реформой», ударив по рейтингам, сказал РБК один из членов партии.

По словам источников РБК, при определении перспектив законопроектов будут учитываться опросы общественного мнения и развитие эпидемиологической ситуации, в частности уровень коллективного иммунитета и темпы вакцинации.

Эксперты оценили реакцию региональных парламентов на закон о QR-кодах
Политика
Фото:Роман Пименов / ТАСС

Согласно последним данным оперштаба по борьбе с коронавирусной инфекцией, уровень коллективного иммунитета в России к 10 декабря достиг 55,7%. Неделю назад он составлял 53,7%. Вице-премьер Татьяна Голикова ранее отмечала, что «в идеале» уровень коллективного иммунитета должен быть 95%.

К введению QR-кодов на транспорте нужно относиться аккуратно и осторожно, говорит глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов: «Есть интересы сохранения рабочих мест и сохранения транспортной системы». Для такой большой страны, как Россия, возможность сохранения коммуникаций между регионами — ключевая вещь, подчеркивает он.

Власти свяжут решение о QR-кодах с уровнем коллективного иммунитета
Политика
Фото:Алексей Куденко / РИА Новости

Надо найти оптимальные формулировки и с точки зрения эпидемиологической, и с точки зрения защиты экономики и обеспечения инфраструктурного единства страны, продолжает Кузнецов. «Это не тот случай, когда можно улучшать законопроект в процессе применения», — заключил эксперт.

Федеральные власти используют уже опробованный прием, когда ответственность за непопулярные ограничительные меры формально оказывается на регионах, отмечает политолог Александр Пожалов. Законопроект о QR-кодах на транспорте ввел бы обязательное регулирование для основных пассажирских межрегиональных перевозок, то есть был бы именно федеральным решением, поясняет он, тогда как остающийся в повестке законопроект о QR-кодах в общественных местах на федеральном уровне задает лишь «базовые рамочные правила».

Теперь «Единой России» будет проще информационно сопроводить принятие второго законопроекта в первом чтении, продолжает политолог. «Активная недовольная кодами часть общества получила мощный информационный сигнал, что власть услышала ее протест и пошла на уступки, отказавшись от идеи ввести новые ограничения и лишь формализовав уже де-факто существующие во многих регионах локальные QR-практики», — заключил Пожалов.

Решение по законопроекту о QR-кодах на транспорте одновременно логично и абсурдно, считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: логично — в силу того, что власти надо продемонстрировать обществу некие уступки, абсурдно — потому что этот законопроект регионами почти не рассматривался.

Как меняются условия получения QR-кодов

В понедельник на заседании парламентской фракции «Единой России» вице-премьер Татьяна Голикова уточнила условия получения QR-кодов. Так, согласно ее заявлению, QR-коды смогут получить в том числе россияне, которые переболели коронавирусом, но не обращались за медицинской помощью, для этого им нужно будет сдать тест на антитела. Действовать такой сертификат будет полгода.

Сертификаты сроком на год будут выдавать россиянам, которые с 1 января 2021 года получили положительный ПЦР-тест и после подтвердили наличие антител к коронавирусу. «При этом мы не будем мерить эти антитела с точки зрения их количества. Мы будем получать только результат — да или нет», — сказала вице-премьер.

Россияне, сделавшие прививку иностранной вакциной, тоже смогут оформить себе QR-код — они могут его получить на полгода по итогам теста на антитела, добавила Голикова. Это относится и к тем, кто привился «Спутником V» за рубежом. Позднее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков пояснил, что выдача сертификатов привитым иностранными вакцинами не означает признание иностранных препаратов, а говорит лишь о наличии антител.

Голикова также обратила внимание на проблему получения QR-кодов военнослужащими и работниками силовых ведомств: по ее словам, они смогут получить коды о вакцинации, однако «будет несколько иное технологическое решение этой задачи». Ранее РБК сообщал о проблемах с получением QR-кодов в отдельных подразделениях ФСБ и ФСО из-за особенностей работы ведомственных клиник.

Кроме того, вице-премьер анонсировала появление списка противопоказаний к вакцинации от COVID-19. Соответствующее поручение дано Минздраву, уточнила вице-премьер.

Политолог Виноградов считает, что все это говорит об отсутствии у властей единого плана дальнейших действий на фронте борьбы с коронавирусом. «Я бы не говорил о целостной стратегии — скорее о продолжении шарахания», — сказал он. По мнению эксперта, налицо элементы смягчения — заявление о выдаче сертификатов неофициально переболевшим и вакцинированным иностранными вакцинами, однако «обществу это не продано». «Поэтому реализуется одновременно три стратегии: первая — двигаем все как есть; вторая — делаем вид, что отступаем, а там, может, и отступим; третья — форсируем подготовку к вакцинации подростков», — резюмировал Виноградов.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Красный Крест обнаружил 1,2 тыс. пропавших жителей Курской областиПолитика, 13:37
В РПЦ предложили не наказывать Шарлота за оскорбление чувств верующихОбщество, 13:28
Всероссийскую федерацию легкой атлетики возглавил ФрадковСпорт, 13:27
Bloomberg заметил приближение газового кризиса в ЕвропеБизнес, 13:19
Дюков сообщил о желании пригласить главу УЕФА на матч сборной РоссииСпорт, 13:04
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с УкраинойПолитика, 13:01
СК решил усилить борьбу с криминальными банкротствамиОбщество, 13:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Почему от климата зависят 56% ВВП РоссииРБК и Сбер, 13:00
До поломки осталось: как в энергетике внедряют предиктивную аналитикуТренды, 12:53
WSJ узнала, что Украине не хватает денег на ракетную программуПолитика, 12:43
РПЛ пообещала принять все меры для проведения матчей в Москве в снегопадСпорт, 12:43
Минобороны сообщило об уничтожении на земле украинского МиГ-29Политика, 12:39
Как устроен ветрогенератор «Росатома» на 2,5 МВтРБК и Росатом, 12:30
Володин заявил, что Запад должен знать о возможности России защитить себяПолитика, 12:27