«Топором и кувалдой»: какие недочеты нашли в законе о неуважении к власти
В понедельник, 14 января, заместитель начальника правового управления Генпрокуратуры Екатерина Артамонова заявила, что ведомство не поддерживает законопроекты сенатора Андрея Клишаса о наказании за фейковые новости и неуважение к власти к интернете. Об этом она сообщила на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи, где эта инициатива обсуждалась.
Критически о законопроекте отозвались и другие ведомства — министерства юстиции и связи, а также Роскомнадзор. Глава комитета нижней палаты по информационной политике Леонид Левин сказал, что при регулировании интернет-среды необходимо учитывать ее специфику и что «не все можно решать топором и кувалдой».
При этом на сегодняшний день речи о том, что законопроекты не будут приняты, не идет, сообщил РБК источник, близкий к администрации президента. Критика законопроектов не является конструктивной, считает он. «Пока есть только эмоции о том, что кто-то покушается на свободу слова», — считает собеседник РБК. Ранее источники РБК в Совете Федерации называли законопроекты проходными.
Соавтор законопроектов, глава комитета верхней палаты по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил РБК, что поправки не сформулированы, есть только общие слова. «Мы должны получить заключение правительства и после принятия законопроекта в первом чтении готовы обсуждать конкретные предложения», — уточнил он.
За что критикуют законопроекты
Инициативы Клишаса нельзя будет осуществить без дополнительных трат на лингвистические экспертизы, считают в Генпрокуратуре. Кроме того, в законопроектах нет критериев, которые определили бы порядок внесудебной блокировки сайтов. Это может привести к необоснованному ограничению конституционных прав граждан на свободное распространение информации, заявила Артамонова.
Ранее Минкомсвязь направила в правительство отрицательное заключение на законопроект об оскорблении властей в интернете. Негативно ведомство оценило и формулировки законопроекта, запрещающего распространение недостоверных новостей. В ведомстве остались недовольны тем, что документ предлагает вносить фейковые новости, опубликованные в интернете, в список материалов, запрещенных к распространению. Как пояснила ТАСС директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина, отзыв отражает позицию и остальных соисполнителей — Роскомнадзора и Минюста. Хотя министерство раскритиковало «слишком общие формулировки закона», против самой инициативы оно не выступает.
В чем суть инициатив
Оба законопроекта подготовлены группами сенаторов и депутатов в конце прошлого года. Законопроект, который его авторы назвали «антифейком», предполагает добавить в ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) запрет на распространение в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях «заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений». Наказание последует, если подобная информация «создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры». Штраф для физлиц составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц — от 400 тыс. до 1 млн руб.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что указанные меры предотвратят угрозы общественному порядку в России и помогут СМИ выполнять их основную функцию — предоставлять обществу достоверную информацию. По мнению Клишаса, «фейки могут создать реальную опасность жизни и здоровью граждан, привести к массовым беспорядкам, создать угрозу безопасности».
Второй законопроект предполагает поправки в ст. 15 федерального закона «Об информации». Если он будет принят, генпрокурор и его заместители смогут требовать ограничение доступа к ресурсам, которые распространяют материалы, выражающие в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальной символике, Конституции и органам госвласти.
За распространение подобных материалов авторы законопроекта предложили наказывать штрафом от 1 тыс. до 5 тыс. руб. либо административным арестом на срок до 15 суток. Соответствующие поправки вносятся в ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Что теперь будет с законопроектами
Было очевидно, что законопроекты не были рассчитаны на ускоренное принятие, а вносились для длительного обсуждения и тестирования общественной реакции, считает политолог Александр Пожалов. В целом за последние два года Госдума отказалась от ускоренного одобрения разных ограничительных и резонансных инициатив. Такие законопроекты теперь обсуждаются в парламенте несколько месяцев (как, например, законопроект 2018 года о санкциях за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги) или вообще надолго «зависают» в Госдуме (как ряд проектов о регулировании соцсетей), напомнил эксперт.
Проблема и в том, что данные законопроекты плохо сочетаются с попытками Кремля смягчить ответственность за разные нарушения в интернете, в том числе с президентским законом о декриминализации случайных репостов экстремистского контента. Законопроекты «страдают крайне размытыми формулировками», против них выступили представители СМИ, и власть в условиях снижающихся рейтингов не готова ссориться с медиасообществом, уверен Пожалов. По его мнению, в конечном итоге законопроект о борьбе с распространением намеренной дезинформации будет принят, но после кардинальной переработки, сужения сферы регулирования и конкретизации понятий.
С тем, что законопроекты будут приняты в более мягкой форме, согласен и глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. «Надо отметить, во-первых, низкую проработанность самих законов — они очень неконкретны, и очевидно, что из-за этого последует масса нарушений прав граждан, что, в свою очередь, вызовет социальное напряжение», — сказал он РБК. По мнению Миронова, власть через ведомства отреагировала на недовольство населения и решила сейчас не обострять ситуацию.
Продуктивный сенатор
В последние два года сенатор Андрей Клишас и его соавтор депутат Дмитрий Вяткин регулярно выступали публичными авторами законопроектов в политической сфере, которые исходили от Кремля, включая различные поправки в избирательное законодательство, в закон об Общественной палате и т.п., отметил Николай Миронов.
Сенатор Клишас также является автором еще одного нашумевшего законопроекта — о суверенном интернете в России. Он направлен на создание защитных мер «для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы интернета в России, а также повышения надежности работы интернет-ресурсов». Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального вскоре после внесения законопроекта опубликовал расследование об имуществе сенатора. В нем сообщалось, что Клишас владеет выведенными в офшоры фирмами, псарней на 30 собак и часами за 163 млн руб. На это сенатор ответил, что у него «есть много чего» из того, что было перечислено в расследовании, «и даже больше», но все имущество нажито честным путем.