Премьер Японии назвал действия России вызовом для миропорядка
Действия России на Украине стали вызовом для международного порядка и мира, заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида на съезде Либерально-демократической партии, пишет Kyodo.
Он осудил «безрассудный» шаг России в украинском вопросе, так как Россия изменила статус-кво силой. На этом фоне Кисида обещал укрепить оборону Японии.
В то же время он отметил, что Россия начала «военную операцию», несмотря на то что является постоянным членом Совета Безопасности ООН, который должен поддерживать мир и стабильность международного сообщества. Японский премьер напомнил, что его страна долгое время выступала за реформирование организации и изменения полномочий по праву вето.
«Реформа Совбеза, включая вопрос права вето, является непростой задачей, но мы хотели бы и впредь, сотрудничая с другими странами, продолжать дискуссию по этому вопросу», — указал Кисида (цитата по ТАСС). Япония планирует обсудить это с Францией.
Президент России Владимир Путин объявил «военную операцию» на Украине 24 февраля. Он назвал ее целью защиту населения Донбасса от геноцида, «денацификацию» и «демилитаризацию» Украины. В ответ его украинский коллега Владимир Зеленский сказал, что украинцы не могут поддерживать нацизм, так как прошли Вторую мировую войну.
26 февраля Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН об осуждении «военной операции». По результатам голосования 11 стран выступили за принятие, одна страна высказалась против, еще три страны, среди которых Китай, воздержались. Позже Генеральная ассамблея ООН потребовала от России вывести войска.
Международный суд ООН в Гааге уже начал рассматривать иск Украины против России. Украинская сторона обвинила Россию в ложном использовании понятия «геноцид» «для оправдания агрессии» и одновременном геноциде украинцев.
Российская сторона не явилась на заседание 7 марта, однако дала письменный ответ на обвинения, документ опубликован на сайте суда (.pdf). Москва посчитала, что вопрос Киева о законности применения силы на Украине и принуждении остановить военные действия не попадают под юрисдикцию суда в Гааге, так как эти действия не связаны с геноцидом. Российские юристы отметили, что при объявлении «спецоперации» страна основывалась на нормах устава ООН о праве на самооборону и праве наций на самоопределение. О какой именно нации идет речь, не уточнялось.
При этом Путин употребил слово «геноцид» не как определение, которое закреплено в конвенции, а как понятие международного обычая или национального законодательства, отмечали юристы России. Кроме того, упоминание геноцида для обоснования «военной операции» не было первостепенным, сказано в документе. Россия попросила суд прекратить дело.