Малайзия внесла в СБ ООН резолюцию о трибунале по крушению Boeing
Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь постоянного представительства России при ООН Алексей Зайцев, проект резолюции внесен во вторник. Дата рассмотрения пока не определена.
«Наша [российская] позиция по этому предложению известна. Она не изменилась», — заявил постпред.
С инициативой о создании при ООН международного трибунала по катастрофе Boeing 777 выступили Нидерланды. Их инициативу поддержали власти Малайзии.
В конце июня источники в Нидерландах рассказали агентству Reuters, что юридические и политические сложности с делом по MH-17 побудили Амстердам сосредоточиться на создании международного суда по этому делу при поддержке Совета Безопасности ООН. «Трибунал ООН является лучшим вариантом. Мы ожидаем, что он лучше всего позволит наладить сотрудничество всех заинтересованных сторон», — сказал высокопоставленный чиновник голландского правительства.
В Нидерландах полагают, что рассмотрение дела именно в международном трибунале, а не в национальном суде с большей вероятностью обеспечит успех в будущем процессе.
Издание The Malaysian Insider сообщало, что делегация Малайзии в ООН 8 июля распространила проект резолюции по созданию трибунала. В документе говорится, что суд будет «эффективной гарантией для независимого и беспристрастного процесса расследования». В проекте также отмечается, что крушение самолета в небе над Украиной является «угрозой для международного мира и безопасности» и все государства должны в полной мере сотрудничать с трибуналом.
В свою очередь, МИД России назвал «неадекватным механизмом» международный трибунал по крушению малайзийского Boeing в Донбассе.
Во вторник российское внешнеполитическое ведомство распространило комментарий по итогам встречи замминистра Геннадия Гатилова с главами дипломатических представительств Австралии, Бельгии, Нидерландов, Малайзии и Украины. В МИДе подчеркнули, что сама постановка вопроса об учреждении международного трибунала по катастрофе MH-17 преждевременна и контрпродуктивна. «Обращен призыв вернуться в правовое поле резолюции 2166 [резолюции СБ ООН о необходимости всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы], которая остается единственной приемлемой основой для сотрудничества международного сообщества в деле установления причин гибели малайзийского лайнера», — говорится в сообщении МИДа.
В ведомстве отметили, что до настоящего времени не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах против гражданской авиации. «Никто не предлагал создавать трибунал ни в 1988 году, после того как был сбит иранский пассажирский самолет над Персидским заливом, ни в 2001 году после поражения российского гражданского самолета авиакомпании «Сибирь». Поспешность же в продвижении резолюции и ее расширенный охват дают повод думать, что отдельные государства пытаются найти предлог использовать трагедию МН-17 для оказания давления на Россию», — заявили в МИДе.
Boeing 777 Malaysia Airlines разбился 17 июля 2014 года рядом с поселком Грабово в Донецкой области. В результате погибли 298 человек, в основном граждане Нидерландов. Самолет выполнял рейс Амстердам — Куала-Лумпур.