На Украине напомнили о попытке КНДР выкрасть секреты ракет «Сатана»
Шпионы из Северной Кореи уже предпринимали попытки получить доступ к документации на баллистическую ракету «Сатана», которая в советское время производилась на заводе «Южмаш» в Днепропетровске. Об этом рассказал источник сайта «Страна.ua».
Один из бывших сотрудников КБ «Южное» пояснил, что после распада Советского Союза украинскими ракетостроительными технологиями интересовались КНДР и Китай. «Северная Корея интересовалась именно ракетными двигателями той самой легендарной «Сатаны». Несколько лет назад был грандиозный скандал, связанный с тем, что северокорейские инженеры пытались выкрасть в КБ конструкторскую документацию. Но это вскрылось, и инженеров тогда задержали, документацию вернули. Но я не исключаю, что интересующая их документация вполне могла позже оказаться в КНДР. В КНДР нет таких огромных денег на собственные разработки, потому им гораздо дешевле было найти подход к украинской стороне, естественно неофициальный», — рассказал собеседник издания.
В публикации газеты «Сегодня» от 20 июля 2015 года говорилось об этом случае. «Двое граждан Северной Кореи прибыли в Днепропетровск под видом туристов и стали искать контакты с сотрудниками знаменитого ракетно-космического бюро «Южное». Они охотились за научными диссертациями о технологиях топливных процессов, предлагая за каждую копию по $1 тыс. Имевшие доступ к работам сотрудники КБ, которых корейцы хотели завербовать, сообщили кому следует, и незваных гостей задержала СБУ. Суд дал по восемь лет каждому», — писало издание. По данным украинского сайта «PolitИнформ», 28 мая 2012 года на Украине были осуждены сотрудники торгпредставительства Северной Кореи Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль, которых СБУ обвинило в попытке получить доступ к государственной тайне.
В материале издания «Сегодня» от 8 июня 2012 года также говорилось об осуждении двух северокорейцев. «Прибыв в Днепропетровск из Минска, действуя по предварительному сговору, Сонгчель и Тхэкиль пытались завербовать представителя КБ «Южное» П-ва», — рассказал тогда изданию высокопоставленный прокурор ГПУ. «Их интересовали секретные данные, касающиеся оборудования ракетно-космической техники, в частности топливных систем летательных аппаратов», — добавил собеседник газеты.
Ранее в понедельник, 14 августа, «Южмаш» выступил с заявлением, в котором опровергал информацию о поставках в КНДР деталей для ракет. Предприятие, говорилось в документе, не поставляет в Корею ни ракеты, ни их отдельные детали, в том числе двигатели. «Южмаш» «никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера», — говорилось в сообщении. Предприятие «в последние годы» производит только один ракетный двигатель, который нельзя использовать в военных целях — РД-843, и он поставляется в Италию для использования в ракете-носителе Vega.
За несколько часов до этого заявления Международный институт стратегических исследований (IISS) опубликовал материал, в котором говорилось, что КНДР смогла провести испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), после того как приобрела на черном рынке мощные ракетные двигатели. Двигатели «вероятно» куплены у украинского завода, «который исторически связан с ракетной программой России», говорится в аналитическом материале. По информации газеты The New York Times, эти данные подтверждаются засекреченными оценками разведывательных служб США, пишет газета The New York Times. Исследование IISS также опубликовано на официальном сайте института.
По словам заместителя министра информполитики Украины Дмитрия Золотухина, эксперт, сообщивший The New York Times о причастности Украины к поставкам двигателей для ракет КНДР, раньше был косвенно связан с российскими спецслужбами. «Речь шла не о сотрудничестве с российскими спецслужбами, а о профиле этого эксперта, который есть на сайте негосударственной организации Института международных стратегических исследований, написано, что он работал руководителем программы по сокращению ракетных вооружений в России. Соответственно, я имею опыт работы в области экспертного контроля, в том числе в Украине, и я знаю, что такие делегации, которые действительно сотрудничают с правительствами стран по сокращению, нераспространению ракетного, ядерного оружия, непосредственно общаются с представителями Совета безопасности, соответствующего Совета безопасности РФ. Не могла эта институция действовать в России, не сотрудничая с представителями сектора безопасности РФ, а соответственно, это эксперты из Совета безопасности и ФСБ», — пояснил Золотухин телеканалу «112».