Действующие губернаторы победили во всех регионах
Все последние недели источники, близкие к Кремлю и руководству «Единой России», называли сложными для власти три субъекта — Якутию, Республику Алтай и Красноярский край. Эти регионы упоминались и в докладе близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) среди тех, где теоретически возможен второй тур.
В губернаторы Красноярского края от «Единой России» баллотировался бывший глава Новосибирской области и полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский (набрал более 61% голосов по итогам подсчета более 68% бюллетеней). Красноярцы не считали его своим, кроме этого, его штаб вел избирательную кампанию не лучшим образом, следовало из доклада ФоРГО. Еще в июле рейтинг Толоконского колебался в районе 30%, к концу августа — началу сентября за кандидата от власти были готовы голосовать почти половина красноярцев, изъявивших желание участвовать в выборах, а накануне выборов рейтинг Толоконского составлял 52%, говорил ранее РБК источник, близкий к Кремлю.
В Якутии и Республике Алтай ситуация осложнялась наличием сильных оппонентов, которые раньше работали во власти. В Республике Алтай на пост губернатора претендовал первый глава правительства республики 72-летний Владимир Петров, а в Якутии Эрнст Березкин занимал пост министра финансов, был вице-президентом бюджетообразующей компании АЛРОСА. Рейтинг врио губернаторов в этих регионах составлял чуть более 50%, говорил РБК на прошлой неделе источник, близкий к Кремлю.
Все проблемные регионы незадолго до выборов получили поддержку от Владимира Путина, который съездил в Якутию и Республику Алтай. О Красноярском крае он высказался, когда приезжал в молодежный лагерь на озере Селигер. Он сказал, что этот город — географический центр России, и добавил, что считает правильным перевести в Сибирь, в частности в Красноярск, часть федеральных органов власти.
Еще в первой половине дня воскресенья первые данные экзитполов не прочили главам этих регионов уверенной победы, говорит собеседник РБК, знакомый с результатами опросов. Постепенно ситуация улучшилась. По данным первых официально обнародованных опросов, главы этих регионов набрали около 60% голосов. За Егора Борисова (Якутия) отдали голоса почти 58% избирателей (данные по итогам подсчета почти 80% бюллетеней), Александр Бердников набрал около 60% (данные экзитполов, которые приводят Интерфакс и ИТАР-ТАСС).
В остальных регионах борьба если и могла развернуться, то была пресечена на корню. В Санкт-Петербурге Оксана Дмитриева, по оценкам выдвигавшей ее партии «Справедливая Россия», имела шансы выйти во второй тур с губернатором Георгием Полтавченко, но она не смогла преодолеть муниципальный фильтр. В итоге при явке около 25% (данные на 17.00 мск) врио главы региона набрал почти 75% (данные exit-poll, которые приводят информагентства).
В Оренбургской области побороться за пост губернатора мог кандидат от ЛДПР Сергей Катасонов, считал источник РБК, близкий к администрации президента. Но к нему появились претензии у Следственного комитета, и ЛДПР сама приняла решение отозвать своего претендента от участия в голосовании. Результат кандидата от «Единой России» Юрия Берга по данным обработки бюллетеней почти с 14% участков — 81%.
В Курской области на пост губернатора претендовал бывший глава региона Александр Руцкой, но избирком признал недействительными некоторые подписи в его поддержку муниципальных депутатов и не допустил до выборов. Его оппонент Александр Михайлов получает более 70% (данные exit-poll, которые приводят информагентства).
В абсолютном большинстве регионов шансов у оппозиции не было изначально. Согласно докладу ФоРГО, избирательные кампании носили референдумный характер, поскольку там всерьез на победу претендовали только выдвинутые властью кандидаты. В итоге во многих регионах кандидаты от власти заручились очень высокой поддержкой избирателей. Так, в Тюменской области Владимир Якушев набрал 89% голосов, в Курганской области у Алексея Кокорина — более 90% голосов (данные exit-poll).
В администрации президента губернаторам ставили задачу провести конкурентные, открытые и легитимные выборы. Во время избирательной кампании там критиковали глав Нижегородской и Липецкой областей за то, что те не допустили до участия в выборах основных оппонентов. Кроме того, там выражали озабоченность по поводу слишком высокого числа людей, пожелавших голосовать досрочно в ряде регионов. Например, в Санкт-Петербурге при общей явке около 25% (на 17.00 мск) досрочно проголосовали около 7% жителей города. В Нижегородской области досрочная явка составила около 5%. В Татарстане заранее выбор сделали и вовсе более 11% избирателей.
Позиция Кремля в данном случае двойственна — они хотят создать конкурентное общество, хоть и под собственным контролем, но при этом исполнять обязанности губернаторов назначал президент, поэтому не выиграть в первом туре глава региона не может, говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин. «Понятно, почему хорошо выступили главы тех регионов, где была угроза со стороны оппозиции: если есть угроза, то используются все возможные методы мобилизации, включая административные. Но в данном случае главный агент использования административных приемов не Кремль, а сами губернаторы», — подчеркивает он.
Михаил Рубин