Лавров призвал европейский бизнес жестче отвечать властям ЕС
Представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), собрались во вторник в гостинице «Рэдиссон Роял» (бывшей «Украине»), чтобы обсудить санкции и их влияние с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Бизнесмены стали жертвой
«Европейское бизнес-сообщество разозлено тем, что его приносят в жертву как европейские, так и российские власти. Санкции создают атмосферу неопределенности. Отсрочка на год исполнения соглашения о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной на самом деле профинансирована европейскими компаниями. Российский ответ также нанес ущерб и не соответствует российским обязательствам перед ВТО», – взволнованно начал встречу председатель правления АЕБ Филипп Пегорье. По его словам, угрозу для европейского бизнеса в России представляют не только санкции и контрсанкции, но и политика импортозамещения, провозглашенная российскими властями: «Приглашение новых конкурентов в Россию – угроза для нашей доли на российском рынке».
Пегорье напомнил, что ЕС находится на первом месте среди торговых партнеров России, а Россия у ЕС – на третьем. АЕБ всегда была против санкций, санкции никогда не бывают решением вопроса, дипломатия должна работать, указал Пегорье и привел в пример опыт 2008 года, когда президент Франции Николя Саркози договорился с президентом России Дмитрием Медведевым об урегулировании военного конфликта между Грузией и Южной Осетией.
Политику ухудшения отношений и санкций выбрала не Россия, заверил собравшихся Лавров. Ответные российские меры он называл не санкциями, а мерами поддержки российских товаропроизводителей, так как субсидирование сельского хозяйства в странах ЕС гораздо выше, чем в России.
Переломный момент в отношениях
«Отношения между Россией и Европейским Союзом подошли к своего рода моменту истины, когда необходимо принимать решение о векторе развития взаимодействия на перспективу и ответить на вопрос: являемся ли мы друг для друга стратегическими партнерами или все же остаемся геополитическими соперниками», – сказал Лавров. По его словам, европейские партнеры России сделали свой выбор, когда «без оснований были резко взвинчены политические ставки в вопросе о будущем Украины». По его словам, «крупную страну попытались заставить сыграть в игру свой-чужой, окончательно определиться, на каком направлении, восточном или западном, развивать свои торгово-экономические и политические связи».
Лавров обвинил Брюссель в поддержке антиконституционного переворота в Киеве и несамостоятельности. По мнению министра, многие действия Брюсселя были сделаны под давлением США. Россия, по его словам, занимает по отношению к Украине позицию правды и справедливости, на основе учета интересов украинского народа.
Перспективы сотрудничества
Отказываться от сотрудничества с ЕС Москва, по словам Лаврова, не намерена. В частности, она заинтересована в расширении энергетического взаимодействия, но сейчас попытки диверсифицировать маршруты поставки за счет строительства «Южного потока» блокируются Брюсселем по политическим причинам, сказал Лавров.
По окончании выступления министр ответил на несколько вопросов бизнесменов и главы представительства ЕС в России Вигаудаса Ушацкаса, которого интересовало, как Россия видит наполнение идеи общего пространства между Лиссабоном и Владивостоком. Россия, по словам Лаврова, заинтересована в претворении этой идеи в жизнь и еще в прошлом году предлагала европейским властям подумать о создании зоны свободной торговли между ЕС и Евразийским экономическим союзом, но никакого ответа от Брюсселя не получила.
Бизнесменов интересовало, насколько важен личный контакт лидеров для выхода из кризиса, как бизнес может повлиять на политику, собирается ли Россия поддерживать те европейские компании, которые продолжают работать в России, каковы переспективы инновационного сотрудничества.
Личные контакты на высшем уровне ничто заменить не может, но не Москва пошла по пути сокращения общения, первыми это сделали США, а потом и Брюссель, сокративший программу саммита Россия – ЕС в январе этого года, а потом и отменивший июньский саммит, сказал Лавров. «Если вы не готовы исполнять приказы и терпеть убытки, то вы должны лоббировать свои интересы», – посоветовал Лавров бизнесменам.
Реакция бизнеса
«Лавров проанализировал ситуацию очень профессионально и честно. Я следил за всей ситуацией, я сам был в Брюсселе, и я могу только одобрить то, что было сказано им. Это точно не Россия виновата, не Россия заварила эту кашу. ЕС хотел создать правительство на Украине, как на Западе, но кончилось все хаосом и большой неразберихой, и, я боюсь, они не знают, как выйти из него», – прокомментировал выступление Лаврова РБК руководитель представительства E.Оn Global Commodities в Москве Райнер Хартман.
«Европейский союз принял некоторые решения, которые были враждебны по отношению к бизнесу, но я не думаю, что принята стратегия – принести в жертву интересы бизнеса, чтобы достичь политических целей. Думаю, что у ЕС просто нет других, более приемлемых способов вести дела с Россией», – был не очень согласен с позицией министра директор российского представительства Конфедерации датских промышленников Ханс Викс. «Компании, которые делают бизнес в России, делают все возможное, чтобы остаться, но компании, которые только собирались выйти на российский рынок, они откладывают свои планы. Они вряд ли вернутся к ним в ближайшее время, потому что слишком много неопределенности», – прокомментировал Викс влияние взаимных санкций на датских производителей. По словам юрисконсульта датской компании FLSmidth Андрея Ерофеева, санкции Евросоюза отразились и на его компании, поставляющей оборудование для цементной и горнодобывающей промышленности. Приходится собирать дополнительные бумаги, подтверждающие, что эта продукция не двойного назначения, сетовал Ерофеев.