В защиту мира: как новый закон может легализовать российских наемников
Правительство в связи с «изменением военно-политической обстановки» внесло в Госдуму законопроект, позволяющий заключать срочные контракты с желающими принять участие в защите международного мира. Изменения вносятся в закон «О воинской обязанности и военной службе».
Целью документа правительство называет поддержание требуемого уровня укомплектованности контрактниками воинских частей и подразделений. Сейчас первый контракт с солдатами, матросами, сержантами, старшинами может быть заключен на срок два или три года по выбору, а с прапорщиками, мичманами или офицерами — на пять лет. Контракты на более короткие сроки (от шести месяцев до одного года) предусмотрены лишь в период чрезвычайных обстоятельств либо для участия в «деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
Теперь же список случаев, когда военнослужащий срочной службы может подписать краткосрочный контракт, расширился. Правительство дополняет его «пресечением международной террористической деятельности за пределами территории России» и участием в походах кораблей. Кроме того, изменяется и срок заключения краткосрочного контракта. Если раньше военнослужащие запаса и заканчивающие службу срочники могли подписать контракт на срок от шести месяцев до года, то теперь из закона исчезнет минимальный порог в шесть месяцев.
Появление в списке чрезвычайных обстоятельств операций по «поддержанию мира и борьбе с террористическими и экстремистскими организациями» объясняется «изменением военно-политической обстановки».
В документе также приводятся данные мониторинга деятельности пунктов отбора на военную службу по контракту, согласно которым из общего числа граждан, обратившихся по вопросу поступления на военную службу по контракту, около 20% хотели бы заключить контракты на более короткие сроки для участия в конкретных мероприятиях или операциях.
Краткосрочные контракты для моряков появятся, из-за того что матросы срочной службы служат на кораблях в среднем около полугода, и если судно находится в длительном плавании, то зачастую срок увольнения наступает в период самого похода. Теперь же появится возможность заключить контракт до конца плавания.
Принятие закона поможет быстро укомплектовать воинские части и подразделения, в том числе сводные и нештатные, контрактниками, а также повысить их боеспособность, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Правительство также предлагает расширить определение военнослужащего. Теперь этот статус получат также принимающие участие в «деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» либо пресечению международной террористической деятельности за пределами России.
Опрошенные РБК военные эксперты связывают появление этого законопроекта с необходимостью легализации деятельности сотрудников частных военных компаний в Сирии. «Безусловно, законопроект может представить возможность для наемников ЧВК Вагнера оформить свою работу чисто», — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его словам, законопроект — это попытка легализовать и упростить деятельность отряда Вагнера, который, по данным РБК, участвует в военном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики.
Группа Вагнера, или ЧВК (частная военная компания) Вагнера, — неформальная группировка, состоящая из 2,5 тыс. бойцов, большинство из них бывшие российские военные. По подсчетам РБК, проект поддержки группы Вагнера обошелся государству и «высокопоставленным бизнесменам» в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Группировка активно использует инфраструктуру российского военного ведомства, а также, по данным источников РБК, оружие и снаряжение.
По мнению профессора кафедры международного права МГИМО Дмитрия Лабина, подобный закон сможет не только обосновать статус ЧВК Вагнера в рамках международного права, но и создать правовую базу для появления подобных структур. «Появится основание для создания чего-то похожего на французский иностранный легион, где военнослужащие выполняют задачи в расчете на гражданство, вознаграждение или иные блага», — считает эксперт.
С такими выводами не согласен первый заместитель главы комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Он считает, что законопроект направлен на решение краткосрочных задач за пределами страны. «Может возникнуть необходимость в подразделении, которое просуществует восемь-девять месяцев и будет охранять военные базы за рубежом, заниматься строительством и подготовкой», — рассказал Клинцевич РБК. Сенатор отмечает, что в такие подразделения смогут вступить люди, которые уже завершили службу в рядах вооруженных сил. Клинцевич уточнил, что не знает ничего о группе Вагнера и не связывает законопроект с деятельностью группировки.