Путин предложил либералам подружиться с почвенниками
Если либералы «хотят добра своей стране», они быстро найдут общий язык с почвенниками, заявил президент Владимир Путин в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1». Такое мнение он высказал после того, как посетил музей «Московский дом Достоевского» в день 200-летия со дня рождения писателя.
Достоевского считают славянофилом. На вопрос, чья позиция — западников или славянофилов — ему ближе, Путин ответил, что это «немножко поверхностная дискуссия».
«Когда у нас говорят: «есть ли у нас либералы, и вообще, должны ли мы поддерживать либеральную мысль?», надо сначала определиться с понятием. Если либерализмом считается свобода мысли, свобода выбора, свобода поиска решения, то, конечно, у нас всегда это было», — сказал он.
Но если под либерализмом понимать копирование кого-то, «того, что в каких-то странах под этим понимают, то это не самый лучший вариант», считает Путин. В продолжение своей мысли он процитировал слова одного из главных персонажей романа Достоевского «Бесы» Ивана Шатова, в уста которого, как считали современники, писатель вложил свои идеи.
«В этой связи, напомню, Достоевский сказал, что наши либералы — это лакеи, которые ищут, кому бы почистить сапоги. Но это не истинный либерализм», — сказал президент.
Он отметил, что если славянофилы и западники ставят перед собой задачу найти наилучшие пути развития страны, то «цель у них общая». И если либералы «не уподобляются лакеям, а хотят добра своей стране, они быстро найдут общий язык с так называемыми почвенниками», заявил Путин.
Западничество, славянофильство, почвенничество — это направления общественной мысли, сложившиеся в XIX веке. Западники выступали за отмену крепостного права и развитие России по западноевропейскому пути, а славянофилы протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начала русского просвещения», отличные от «просвещения западного».
Почвенники, в отличие от славянофилов, не считали необходимым для России вернуться к нравственным и духовным основам, нарушенным петровскими реформами, и не настаивали на полном отрицании положительного восприятия опыта Европы. Они считали, что русский народ должен спасти человечество, а также проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом, на народной или национальной почве с религиозно-этической основой.