Четыре думские партии начали переговоры о «разделе» 40 округов на выборах
Переговоры вместо борьбы
Руководители всех четырех парламентских партий — «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР — ведут переговоры о заключении предвыборного межпартийного соглашения, которое позволит политическим силам не бороться друг с другом в части округов на думских выборах этой осенью, рассказали РБК два источника, близких к руководству нижней палаты. Всего соглашение может затронуть 40 одномандатных округов: за каждой из парламентских партий закрепят по десять округов, в которых выдвинутся их наиболее видные депутаты, а остальные партии там не выставят своих кандидатов, пересказывает предварительные договоренности один из собеседников. Получается, что на 40 территориях действующим депутатам будут оппонировать только представители непарламентских партий. Всего в Госдуме 450 депутатов, из них половина избирается по спискам, а половина — по округам.
«Тема обсуждается», — подтвердил РБК секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, но добавил, что «говорить о наличии договоренностей рано».
Переговоры находятся в начальной стадии, уточняет вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. «Идея поддерживается всеми партиями», — утверждает он.
Получить комментарий лидера «Справедливой России» Сергея Миронова (по словам думского собеседника, переговоры идут именно с ним) РБК не удалось. Другие эсэры говорили РБК, что о переговорах ничего не слышали.
Получить комментарий лидера КПРФ Геннадия Зюганова и первого вице-спикера от компартии Ивана Мельникова также не удалось.
Зачем партиям договариваться
Неверов объясняет необходимость соглашения тем, что в каждой партии есть сильные эксперты в определенных областях и «их важно поддержать и сохранить».
«Что будет хорошего, если в одном одномандатном округе встретятся Жириновский, Зюганов, Миронов и Васильев? Кто-то один пройдет, трое останутся за бортом. Никому это не надо. Все хотят, чтобы достойные люди получили возможность пройти в Думу», — рассуждает Лебедев.
В одномандатных округах голосуют в большей степени за личность, нежели за партию или круги, которые она представляет, говорит политолог Александр Пожалов. Поэтому, по его словам, если в одном округе парламентские партии объединятся вокруг известного кандидата, то у представителей малых партий шансы невелики. По мнению Пожалова, парламентские партии заинтересованы в такой договоренности, поскольку за счет перехода к смешанной системе они потеряют часть гарантированных по партсписку мест в Госдуме, а ключевые фигуры в парламенте им нужно сохранить.
Собеседник, близкий к Кремлю, утверждает, что соглашение приведет к тому, что наиболее сильные представители парламентских партий гарантированно попадут в нижнюю палату, при этом будут обязаны власти своим попаданием туда и по ключевым позициям «всегда будут договороспособны».
На этих выборах никому не нужна острая борьба — в кризис нужно добиться того, чтобы голосование прошло как можно более спокойно, утверждает другой собеседник, близкий к кремлевской администрации. «Минимизация трат и усилий выгодна всем: и власти, и системной оппозиции, поэтому такое соглашение логично», — рассуждает он.
Но Неверов утверждает, что партия большинства потеряет больше других от договоренностей, поскольку именно единороссы могут выдвинуть везде сильных кандидатов. По его словам, в тех территориях, где «Единая Россия» отдаст оппонентам одномандатные округа, партия будет бороться за места по партийным спискам.
Кто пойдет по «легким» округам
Межпартийное соглашение затронет именно действующих и наиболее ценных для каждой фракции депутатов Госдумы, а на новичков договоренность не распространяется, отмечает близкий к Кремлю собеседник. В случае с «Единой Россией» это могут быть такие люди, как секретарь генсовета Сергей Неверов, его заместители Андрей Исаев и Сергей Железняк, лидер думской фракции Владимир Васильев, председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая, сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, секретарь московского отделения партии Николай Гончар, председатель аграрного комитета Николай Панков, руководитель транспортного комитета Евгений Москвичев и зампред комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, перечисляют два близких к руководству Госдумы собеседника, знакомых с предварительными договоренностями.
От эсэров в этих округах могут быть выставлены глава комитета по жилищной политике Галина Хованская, замруководители фракции Михаил Емельянов и Валерий Гартунг, ответственный за выборы в партии Александр Бурков, утверждает собеседник в Думе. Впрочем, сам Бурков сказал РБК, что вообще не видит смысла в таких договоренностях между партиями.
ЛДПР, по словам собеседников РБК, обсуждает выдвижение таким образом председателя комитета по делам общественных объединений Ярослава Нилова и зампреда комитета по науке, экс-кандидата в мэры Москвы Михаила Дегтярева. Лебедев говорит, что договоренностей по кандидатам и округам пока нет.
От КПРФ могут быть такие депутаты, как входящие в ЦК партии первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников, председатель комитета по природным ресурсам Владимир Кашин и главный юрист партии Вадим Соловьев, предполагает собеседник в нижней палате.
Но соглашение не спасет этих людей от возможного противодействия некоторых губернаторов, прогнозирует собеседник, близкий к руководству «Единой России». «Вполне вероятно, что, если главы регионов где-то не будут довольны кандидатом, они смогут выдвинуть своих людей от непарламентских партий», — рассуждает он.
Полный консенсус
Руководитель близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отмечает, что соглашение подтверждает коалиционные принципы, которые сложились в нынешней Думе в рамках «крымского консенсуса». «Парламентские партии стремятся закрепить этот новый уровень культуры в политической системе», — отмечает эксперт.
Договоренность по 40 округам будет не единственной на выборах Госдумы, знает собеседник, близкий к Кремлю. По его информации, во многих регионах договариваться с оппозицией будут губернаторы. «Формата официального соглашения, как в данном случае, не будет, зато будут неформальные договоренности. Например, губернатор в одном округе своего региона допускает оппозиционера, зато в остальных оппозиция всерьез не противодействует власти», — утверждает собеседник РБК. Благодаря этому интрига в большинстве округов будет заранее снята, прогнозирует собеседник.
Единороссы и думская оппозиция уже не раз заключали межпартийные соглашения. Например, на выборах губернатора Владимирской области осенью 2013 года «Справедливая Россия» не выдвинула своего кандидата, но избранная губернатором Светлана Орлова («Единая Россия») в обмен выдвинула на пост сенатора от области эсэра Антона Белякова. В прошлом году выборы губернатора Омской области эсэры также пропустили, а ставший губернатором единоросс Виктор Назаров выдвинул депутата от «Справедливой России» Елену Мизулину на пост сенатора. Аналогичные договоренности были год назад и с коммунистами, и с ЛДПР — единороссы не выдвигались в Орловской области против коммуниста Вадима Потомского, а в Смоленской области против либерал-демократа Алексея Островского.
Но случай соглашения на выборах Госдумы беспрецедентен и может быть чреват последствиями, говорит политолог Александр Кынев. «Сложно сначала разделить округа с «Единой Россией», а потом с ней же дебатировать. Возникают позиционные противоречия, двусмысленность для кампании по спискам», — рассуждает он. Кроме этого, по его словам, формальное освобождение округа для одной из партий не является гарантией победы, поскольку региональные элиты многослойны и договориться не всегда просто.