Упор на оборону: к каким решениям пришли министры обороны НАТО
Создание двух новых командных центров НАТО — по Атлантике и по логистике в Европе — и центра управления кибероперациями стало главной темой обсуждений на встрече в Брюсселе. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференциях в ходе встречи объяснял, что модернизация структуры командования НАТО — «костяка альянса» — позволит 29 странам действовать как единое целое, выполнять миссии и операции, проводить учения и действовать в случае кризисных ситуаций с «необходимыми силами в правильное время и в правильном месте».
Обстановка в плане безопасности в Европе сильно изменилась с 2014 года, уточнял Столтенберг, и поэтому НАТО необходимо реагировать на любые потенциальные угрозы. В интервью РБК он пояснял, что альянс приступил к усилению собственной коллективной обороноспособности в Европе в ответ на «незаконную аннексию Крыма и российские действия, которые дестабилизировали Восточную Украину» в 2014 году.
Командование по Атлантике займется защитой водных коммуникаций между Северной Америкой и Европой, а командование по логистике в Европе будет заниматься обеспечением и совершенствованием быстрой переброски сил и средств. Последнее также займется планированием улучшения инфраструктуры и нормативно-правовых норм, которые должны позволить быстрее перемещать военных и вооружения в Европе, пояснил РБК чиновник НАТО.
Как рассказал Столтенберг, США выразили готовность разместить на своей территории штаб-квартиру командования по Атлантике, а Германия предложила расположить у себя европейское командование планирования и логистики. Генсек отметил, что, хотя других предложений от стран НАТО пока нет, окончательное решение о месте размещения новых командований пока не принято. Их численность, сроки создания и расположение будут обсуждаться на министерской встрече в июне, сказал он.
Ответом НАТО на рост киберугроз станет создание центра управления кибероперациями. Он будет создан при штабе верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе (SHAPE), сказал Столтенберг.
Впервые после холодной войны
Командная структура НАТО изменится впервые со времен холодной войны. До 2011 года НАТО сокращало количество командований. В конце холодной войны их было 33, к 2010 году оставалось 13, после чего их количество сократилось до нынешних семи. Сейчас в них работают меньше 7 тыс. человек.
С конца холодной войны и до 2014 года НАТО вообще не рассматривало Россию как противника, теперь же организация восстанавливает упраздненную за ненадобностью логистику, даже не скрывая, что это связано с действиями России, заявил РБК замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Судя по всему, альянс всерьез ожидает российской агрессии и восстанавливает способности, утерянные с тех пор, когда они ждали советской агрессии. Воевать стороны не будут, но абсурдные ожидания нападения присутствуют с обеих сторон», — говорит Храмчихин.
Россия же, отмечает эксперт, способна быстро перебросить войска к рубежам НАТО через Белоруссию, поскольку ее граница с Россией прозрачна, а сама страна — наиболее развитая в плане инфраструктуры бывшая республика СССР. «Технически для нас перемещение воинских подразделений довольно просто, вопрос тут лишь в политике: готов ли будет Минск пускать наши войска», — добавил он.
Терроризм остается угрозой
Второй договоренностью на встрече в Брюсселе стало решение министров приступить к планированию натовской миссии по тренировке сил безопасности в Ираке. С просьбой об этом обратились официальный Багдад и Международная коалиция по борьбе с ИГ. По словам Столтенберга, несмотря на огромные территориальные потери ИГ (террористическая группировка, запрещенная в России) в Ираке и Сирии, она остается угрозой, поэтому подготовка иракских сил является ключевым вопросом.
Североатлантический альянс собирается помогать Багдаду строить военные академии, учебные заведения, а также готовить офицеров и инструкторов регулярных вооруженных сил Ирака. Боевые операции НАТО в Ираке проводить не планирует.
Сейчас НАТО помогает международной антитеррористической коалиции в Сирии и Ираке, предоставляя самолеты дальнего радиолокационного обнаружения AWACS, а также тренируя иракские силы. Однако сейчас в этом процессе задействованы натовские «мобильные группы», которые отправляются в Ирак на ограниченное время (несколько дней или недель), а затем возвращаются обратно; будущая же миссия будет работать на постоянной основе. Подготовка иракских офицеров иногда происходит на территориях стран НАТО и даже в странах — партнерах альянса: например, как рассказал Столтенберг в интервью РБК, Сербия помогала в подготовке иракских специалистов в области военной медицины.
«Обнадеживающее начало»
Как и на предыдущих министерских встречах и саммитах НАТО, союзники по блоку «сверили часы» по вопросу увеличения оборонительных расходов государств-членов. То, что каждая страна должна тратить на оборону не менее 2% ВВП, главы государств решили на саммите в Уэльсе в 2014 году. По плану страны должны выйти на этот показатель к 2024 году.
«Последние три года мы наблюдаем рост расходов на оборону в Европе и Канаде — мы получили дополнительные $46 млрд, национальные планы показывают, что в ближайшие годы мы можем ожидать дальнейшего роста», — дал отчет генсек. Кроме того, Европа и Канада, по словам Столтенберга, за последние три года инвестировали $19 млрд в основные системы вооружения и техники.
Если в 2014 году только три страны НАТО (США, Великобритания и Греция) тратили на оборону альянса по 2% от своего ВВП, то к 2017 году этого показателя достигли также Румыния, Эстония и Польша. В 2018 году количество стран должно возрасти до восьми за счет Литвы и Латвии, а к 2024 году установленный показатель будут выполнять 15 стран из 29, что, по словам генсека, является обнадеживающим началом.
Более справедливого распределения финансового бремени между странами НАТО требовали США, вклад которых в оборонный бюджет альянса на сегодняшний день вдвое больше совокупных взносов всех остальных членов альянса. По подсчетам НАТО, расходы на оборону альянса в 2017 году составят $915 млрд (в постоянных ценах и валютных курсах 2010 года), из которых на долю США приходится $616 млрд — они тратят 3,58% от своего ВВП.