Следственный комитет сообщил о задержании министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева и возбуждении в отношении него уголовного дела. Реакция российских политиков и бизнесменов — в обзоре РБК
Алексей Улюкаев во время заседания правительства России. Февраль 2015 года
(Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС)
Дмитрий Медведев, премьер-министр: «О чем хочу сказать в связи с задержанием министра Улюкаева. Конечно, это тяжелое событие и для власти, и для правительства. Случившееся — за гранью моего понимания. Вчера обсуждал это с президентом, у него такое же мнение».
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента: «Президенту, конечно, доложено. Он в курсе. Ему было доложено, собственно, в момент начала оперативной разработки. То есть он получал всю информацию. Но, еще раз повторяю, как я уже сказал, это очень серьезные обвинения. И вердикт вынести относительно состоятельности этих обвинений может только суд». («РИА Новости»)
Вячеслав Володин, спикер Госдумы: «Перед законом все равны». («Интерфакс»)
Сергей Швецов, первый зампред Центробанка: «Я с большим уважением отношусь к Алексею Валентиновичу. Его в последнюю очередь можно было бы заподозрить в чем-то подобном. То, что написано в прессе, выглядит абсурдно. Сейчас ничего не понятно». («РИА Новости»)
Александр Цыбульский, заместитель министра экономического развития: «Для меня эта новость, про задержание Улюкаева, совершенно удивительная и непонятная». («Газета.Ru»)
Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей: «Само обьяснение этого события, на мой взгляд, недостаточно убедительное. В том числе потому, что правительство, начиная с сентября горячо поддерживало тот вариант, который был реализован. И председатель правительства, и вице-премьеры, и Алексей Улюкаев говорили о том, что «Роснефть» не будет дискриминирована по участию. Более того, была и поддержка прямой сделки из уст всех высокопоставленных чиновников, от Росимущества до премьер-министра. После этого вымогать что-то за поддержку этого решения — это нестандартный вариант поведения для нормального человека, не только для высокопоставленного чиновника. Если дело сделано, так сказать, то размахивать кулаками после драки ни к чему. Тем более перед кем размахивать? Перед президентом России? Перед президентом «Роснефти»? Это, мягко говоря, неубедительно. Это, может, в минуту временного помутнения рассудка можно было сделать, но в здравом уме — вряд ли». (РБК)
Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку: «Я удивлен. Надеюсь, что разберутся. Серьезное обвинение. Надеюсь, что все будет объективно. Комитет будет работать. Жизнь продолжается, нам надо принимать законы». («РИА Новости»)
Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы от ЛДПР: «Не может не радовать то, что в России началась, по моему мнению, настоящая борьба с коррупцией. Мы видим, что неприступных чиновников для следственных органов больше нет: арестовываются мэры, губернаторы, теперь членов правительства». («РИА Новости»)
Геннадий Зюганов, глава КПРФ: «То, что министра такого уровня задерживают за взятку, это в морально-политическом плане невиданный факт. Это позорище. Я минимум десять раз требовал отставки Улюкаева, требовал закрыть эту коррупционную кормушку, перестать распродавать собственность, но этот министр продолжал заниматься подобными вещами, пока не дошел до того, что стал воровать у себя в кабинете». («Интерфакс»)
Александр Бречалов, сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, секретарь Общественной палаты: «По самой ситуации комментировать нечего. Дождемся результатов расследования и, наверное, суда. В России действует презумпция невиновности, которая не позволяет называть человека виновным до решения суда. Печально, что продолжаются эпизоды, связанные с коррупционными обвинениями». (ТАСС)
Борис Титов, бизнес-омбудсмен: «У нас в глазах совсем не коррелируется Улюкаев с коррупционером и взяточником. Его взгляды были более направлены на развитие экономики, мы с этим связывали определенные надежды. Тем не менее, если суд и следствие докажут его вину, этого никак нельзя прощать, такие вещи». («РИА Новости»)
Эрнест Валеев, первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, бывший замгенпрокурора: «Это лишнее свидетельство того, что воля руководства страны для противодействия коррупции реализуется на практике. Не случайно вчера только горячо обсуждалось возбуждение уголовного дела в Кемерово, сегодня другой факт. На системной основе возбуждаются дела по различным должностным лицам — если не ежедневно, то по крайней мере ежемесячно, и мы все время пытаемся в этом искать какую-то подоплеку, но никак не реализацию политики по противодействию коррупции». (ТАСС)
Видео: Телеканал РБК
Video
Ольга Тимофеева, председатель комитета Госдумы по экологии и охране: «Я думаю, что свою точку зрения скажет суд, но когда ты сегодня видишь, что слишком много больших людей попадаются, немного становится страшно, хочется, чтобы мы реально меняли ситуацию в лучшую сторону, потому что это уже вызывает обратный эффект, если даже такие люди могли...». («Интерфакс»)
Павел Крашенинников, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству: «Это какая сумма? Она в чем, в чемодане должна быть или в чем? Он ее тащил на себе или ему ее на тележке передали? Не знаете? Я тоже не знаю». («Интерфакс»)
Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике: «То, что было объявлено о борьбе с коррупцией независимо от занимаемой должности и личности, и это задержание — это следствие реализации этой программы. Я думаю, что, когда будет выбрана мера пресечения, будет больше информации и, возможно, даже раскрыты некие подробности, которые являются составной частью доказательной базы». («Интерфакс»)
Евгений Елин, замглавы Министерства экономического развития: «Конечно, никто не ожидал [задержания Улюкаева]. Организация все равно работает». (RNS)
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии России: «Неприятное событие, мягко говоря». («РИА Новости»)
Петр Толстой, вице-спикер Госдумы: «Я не хотел бы оценивать, но, честно говоря, мне очень жаль, что чиновники такого уровня оказываются в таких ситуациях. Это говорит о том, что руководство страны — и председатель правительства, и президент — действительно подтверждает твердое намерение бороться с коррупцией». (ИА «Москва»)
Михаил Емельянов, первый замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству: «Это приближает замену кабинета министров, по крайней мере его финансово-экономического блока. Следующими могут быть министры, исповедующие либеральные взгляды. Но, может быть, это будет происходить не так жестко, как это было в случае Улюкаева, но то, что дальнейшие изменения в кабинете министров будут, очевидно». («РИА Новости»)
Сергей Беляков, бывший замминистра экономического развития: «Я не допускаю на основании собственного опыта с Алексеем Валентиновичем, как я его знаю, того, что он бы мог в ультимативной форме вымогать взятку у сотрудников «Роснефти». Но я не могу комментировать информацию СК: фактов дела, которое возбуждено, я не знаю. Но для меня это странно». («Дождь»)
Cергей Цыпляев, президент фонда «Республика»: «У меня есть ощущение, что внутри страны между заинтересованными людьми будет развиваться очень тяжелая борьба за все куски «Роснефти». Периодически эта борьба будет проходить под ковром и оттуда будут выносить определенные трупы. Улюкаев — первая жертва этой борьбы». (РБК ТВ)
Алексей Кудрин, заместитель председателя экономического совета при президенте:
Сергей Миронов, депутат Госдумы, лидер «Справедливой России»: «Я уверен, что сначала СК и профессионалы должны провести всю работу. На сегодняшний день я пока не вижу предмета для вмешательства парламента, но по мере того, как будут известны те или иные факты, я не исключаю, что на каком-то этапе это будет предметом парламентской комиссии по расследованиям тех или иных обстоятельств». («РИА Новости»)
Анатолий Чубайс, председатель правления «Роснано»:
Елена Лашкина, помощница Улюкаева: «Это странная и удивительная новость для нас и серьезное обвинение, которое требует тщательного рассмотрения». (РБК)
Владимир Васильев, глава фракции «Единая Россия» в Госдуме: «Вот то, что произошло, — событие важное для людей, которые все еще не верят, что закон применяется независимо от того, кто его нарушил». («РИА Новости»)
Анатолий Кучерена, адвокат, член президентского совета по противодействию коррупции: «Возбуждение уголовного дела и задержание действующего члена правительства свидетельствует о том, что власть намерена активно и беспристрастно бороться с коррупцией. Здесь огромная ответственность лежит на органах предварительного следствия, особенно в части сбора доказательств вины. Естественно, ход расследования будет находиться и под пристальным общественным вниманием, Но окончательную точку в деле может поставить только суд». («Интерфакс»)
Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Перед этим был Белых. Объяснение было такое же «внятное». Даже гораздо менее внятное, чем сегодня. Я понимаю, что это «отстрел» правых, точнее либералов... Вас убедили эти объяснения — борьба с коррупцией посредством Улюкаева?» (РБК)
Михаил Ходорковский, бывший глава ЮКОСа: «Я не могу себе представить, чтобы Улюкаев брал взятку у Сечина. Это просто выходит за пределы моего понимания. В то же время эта власть мне уже неоднократно демонстрировала, что я не до конца понимаю все глубины ее разложения... Резонанс от этого дела несомненно будет, потому что человек уровня министра, которого обвиняют во взятке, это проблема для правительства любой страны. И, конечно, несмотря на все отношение к нашей власти, это для всех будет, что называется, новый рубеж» (РБК-ТВ)
Ходорковский сомневается в справедливости обвинений в адрес Улюкаева
Как заявил бывший глава ЮКОСа, в интервью РБК какие-то выводы о сущности дела можно будет сделать, когда станет понятна позиция самого Министра экономического развития.