Удар по правительству: чем обернется дело против Улюкаева
Задержание в офисе
Министр экономического развития Алексей Улюкаев был задержан в понедельник, 14 ноября. Его обвинили в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст.290 УК). «Речь идет о вымогательстве, сопряженном с угрозами в адрес представителей «Роснефти», — сообщила представитель Следственного комитета Светлана Петренко. По ее словам, министр пообещал представителям нефтяной компании в дальнейшем создать препятствия для их деятельности.
По версии СКР, Улюкаеву были переданы $2 млн за положительную оценку сделки по приватизации «Башнефти» «Роснефтью». Как именно министр получил деньги, точно не известно. «Новая газета» со ссылкой на свои источники и два собеседника РБК в ФСБ утверждают, что $2 млн были помещены в банковскую ячейку, однако сам Улюкаев деньги не изымал.
В СКР настаивают, что Улюкаев был задержан с поличным. Информацию о банковской ячейке в ведомстве назвали «ни на чем не основанными фантазиями и домыслами».
Один из адвокатов Улюкаева Тимофей Гриднев в интервью Business FM заявил, что его подзащитный не признает вины. «Алексей Валентинович считает, что то, что произошло в офисе «Роснефти», это провокация в отношении государственного чиновника», — сказал Гриднев. Он также добавил, что Улюкаев не будет давать показания, пока обвинение не будет конкретизировано, а доказательства не предоставлены.
Сторонние наблюдатели тоже не очень верят в историю про задержание с поличным. «Слабо верится в чиновников такого ранга, лично принимающих взятки, осознавая при этом, что они находятся под постоянным колпаком спецслужб», — удивляется директор Института энергетической политики Владимир Милов.
Официальный представитель «Роснефти» отказался комментировать РБК следственные действия и не стал подтверждать или опровергать факт задержания Улюкаева в офисе компании.
Дело главы Минэкономразвития доверили следователю Роману Нестерову, который ранее вел дело братьев Алексея и Олега Навальных. Постановление о возбуждении дела подписал зампред СКР Игорь Краснов, курировавший дело об убийстве Бориса Немцова.
В ходе заседания Басманного суда Нестеров просил о домашнем аресте, Улюкаев настаивал на более мягкой мере пресечения. «Я воздержался от дачи показаний, а не отказался. Я настроен сотрудничать со следствием», — отметил министр. В результате судья Артур Карпов отправил Улюкаева под домашний арест.
А уже вечером Владимир Путин освободил Алексея Улюкаева от должности главы Минэкономразвития «в связи с утратой доверия».
Год в разработке
Уголовное дело в отношении министра было инициировано после того, как в СКР обратились представители «Роснефти», говорится на сайте ведомства.
Улюкаев был в разработке у правоохранительных органов не меньше года, отмечает собеседник РБК, знакомый с ходом расследования. При этом о приватизации «Башнефти» стало известно только в феврале 2016 года, а о возможном участии в ней «Роснефти» — еще позже.
Оперативным сопровождением дела занимается ФСБ, но не без помощи «Роснефти». По данным «Новой газеты», «оперативно-технические мероприятия» в отношении министра проводились по инициативе и при непосредственном участии начальника службы безопасности нефтяной компании Олега Феоктистова, который, как утверждает издание, «возглавил службу безопасности в качестве прикомандированного сотрудника ФСБ».
До августа 2016 года Феоктистов занимал пост первого заместителя начальника управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ. О решающей роли Феоктистова в задержании Улюкаева говорят и два собеседника РБК, близких к руководству ФСБ, и два сотрудника служб безопасности крупных компаний. Феоктистова они называют одним из самых влиятельных силовиков в стране. Другие два собеседника РБК, близкие к руководству ФСБ, говорят, что оперативная разработка Улюкаева сотрудниками «Роснефти» могла быть связана с претензиями к министру со стороны руководства страны. Песков эту информацию комментировать РБК отказался.
Улюкаева задерживали сотрудники третьего отдела управления «К» службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ и шестой службы УСБ ФСБ, пишет «Новая». Собеседники РБК обращают внимание, что на финальном этапе действия силовиков координировал глава СЭБ ФСБ Сергей Королев. Непосредственно руководили операцией глава управления собственной безопасности ФСБ Алексей Комков и начальник управления «К» СЭБ ФСБ Иван Ткачев (его управление занимается контрразведывательным обеспечением в кредитно-финансовой сфере).
ФСБ прослушивала телефон Улюкаева с лета 2016 года, поэтому сотрудники спецслужбы смогли услышать его угрозы при обсуждении приватизации «Башнефти», отмечала представитель СК Светлана Петренко. «При задержании Улюкаев пытался дозвониться до покровителей, но тщетно», — сообщила она. О каких покровителях идет речь, Петренко не уточнила.
О деле Улюкаева давно известно президенту, сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков: «Ему было доложено в момент начала оперативной разработки».
Отменят ли приватизацию «Башнефти»
В СКР отметили, что законность приобретения «Роснефтью» акций «Башнефти» под сомнение не ставится.
Без пересмотра
Два источника РБК в финансово-экономическом блоке правительства исключают возможность пересмотра сделки по приватизации «Башнефти». Один из них говорит, что сама сделка по продаже контрольного пакета нефтяной компании «Роснефти» «была проведена чисто» с точки зрения процедуры, а потому «никто ее оспаривать не будет». По словам другого источника, сделка была проведена в рамках правового поля и история с министром касается только его самого.
Партнер компании «ФБК Грант Торнтон» и руководитель практики корпоративного права «ФБК Право» Александр Ермоленко указывает, что любая сделка является действительной, пока ее не оспорят. «Во всех сделках, которые можно оспорить, нужно искать заинтересованных лиц — тех, кто решит ее оспаривать. Государство — в лице Росимущества или Минэкономразвития — вряд ли заинтересовано в том, чтобы эту сделку «открутить» назад, государство хотело получить деньги [и получило]. «Роснефть» была заинтересована в получении актива. Третья сторона — в лице правоохранительных органов. Но прокуратура вряд ли на это решится», — говорит он.
«Улюкаев — ключевой игрок в приватизации 19,5% акций «Роснефти», и поэтому его задержание может поставить под угрозу завершение сделки до конца года (согласно последнему распоряжению правительства, сделка должна быть закрыта до 5 декабря)», — написали аналитики инвесткомпании «Атон» во вчерашнем обзоре рынка. Но вопрос о необходимости пересмотра приватизации «Башнефти» и о перспективах сделки по приватизации госпакета в «Роснефти» — прерогатива правительства, говорит собеседник РБК в Госдуме. Если правительство сочтет, что доводы следствия в отношении Улюкаева ставят под сомнение итоги приватизации «Башнефти» (то есть если заключение, выданное Улюкаевым, было настолько важно для сделки), сделка может быть отменена. То же касается и сделки по приватизации «Роснефти», уточнил собеседник.
Росимущество заявило, что не видит оснований для пересмотра сделки по приватизации «Башнефти». «Сделка была проведена в соответствии с законодательством РФ с соблюдением всех необходимых правовых норм, деньги перечислены в бюджет Российской Федерации», — сказал РБК советник руководителя Росимущества Денис Лазарев.
Оспаривание сделки по приватизации «Башнефти» возможно в случае, если одна из сторон подаст в суд, сказал ТАСС первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.
Против приватизации
В конце июля Улюкаев наряду с другими высокопоставленными чиновниками (вице-премьером Аркадием Дворковичем и помощником президента Андреем Белоусовым) был резко против участия «Роснефти» в приватизации «Башнефти». Через месяц он изменил свою позицию и 2 сентября заявил, что «Роснефть» формально все-таки будет допущена к участию в сделке. Тогда министр пояснил, что в законе о приватизации есть норма «о том, что, в случае если сделка делается в интересах развития фондового рынка, не распространяется требование о том, чтобы компания, которая имеет 25% и больше [участия государства в капитале], не допускалась». «Формально исходя из этого положения, а также из того, что напрямую «Роснефть» не является государственной, а через «прослойку», то есть «Роснефтегаз», формально она является допущенной», — уточнил он.
Экономический блок под ударом
После задержания Улюкаева под ударом могут оказаться еще несколько высокопоставленных чиновников, считает собеседник РБК, близкий к руководству ФСБ. По его словам, речь идет о министре финансов Антоне Силуанове и вице-премьере Аркадии Дворковиче. Представитель Дворковича отказался от комментариев.
Улюкаев был среди ярых противников участия «Роснефти» в приватизации «Башнефти». «С моей точки зрения, «Роснефть» — ненадлежащий покупатель для такого актива», — сказал он 29 июля, отвечая на вопрос журналистов. Дело в том, что закон о приватизации государственного и муниципального имущества запрещает компаниям с долей государства более 25% участвовать в приватизации.
Дворкович тоже выступал против сделки. В конце июля он сказал, что «Роснефть» не сможет участвовать в приватизации «Башнефти», так как является косвенно государственной компанией (государство контролирует 69,5% «Роснефти» через госхолдинг «Роснефтегаз»). «Было принято решение не допускать к участию в приватизации компании, контролируемые государством, и речь идет как о прямом контроле, так и о косвенном», — указывал он. Тогда пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова поясняла, что Дворкович выразил официальную позицию правительства.
Позднее чиновники изменили свои взгляды. Так, 2 сентября Улюкаев заявил, что «Роснефть» формально все-таки будет допущена к участию в сделке. Однако внутренний протест, видимо, остался, и еще три недели назад Улюкаев положил заявление об увольнении на стол Дмитрию Медведеву, сообщил РБК источник, знакомый с министром. Он утверждает, что это случилось сразу после завершения сделки. По его мнению, министр не требовал каких-то денег у «Роснефти» за выдачу разрешений на эту сделку. При этом на чиновника давили, чтобы он выдал разрешение, утверждает собеседник РБК. Информацию о том, что Улюкаев собирался увольняться, РБК подтвердил сотрудник Минэкономразвития. «Все знали, что он вот-вот уволится. Просто никто не ожидал, что таким образом», — сказал он РБК.
«Неприкасаемых больше нет»
Улюкаева поддерживали «старые оппоненты Сечина» — Шувалов и Дворкович, говорит источник РБК, близкий к Кремлю. «Задержать министра — это вызов системным старым элитам. Вызов всем, кто не в ближнем круге, и явное изменение правил игры», — полагает собеседник.
Другой источник РБК, работающий в крупной энергетической компании, напоминает, что до последнего времени Медведев считался главным претендентом на роль преемника Путина в случае досрочных президентских выборов в 2017 году. «Кто-то подпиливает ножки кресла премьер-министра», — замечает собеседник. По его мнению, следом продолжится ослабление команды премьера: претензии могут появиться к Дворковичу, министру энергетики Александру Новаку и министру природных ресурсов Сергею Донскому. Теперь либеральный блок правительства почувствует себя очень неуверенно, соглашается глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.
В условиях экономического кризиса обострилась борьба за сферы влияния и ресурсную базу, считает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. Задержание главы Минэкономразвития — часть этой борьбы, уверен политолог.
Улюкаев принадлежал к «высшей касте» системных либералов во власти — в 1990-е он был правой рукой Егора Гайдара, традиционно является одним из самых заметных представителей либерального крыла во властных структурах начиная с 2000 года — в Минфине, Центробанке, Минэкономразвития, рассуждает Владимир Милов. Появление его фамилии в «панамских бумагах» укрепило многолетнее впечатление, что многие из этих людей слегка «забронзовели», посчитали себя своего рода неприкасаемыми и начали позволять себе лишнее, считает Милов. «Сегодняшние события лишний раз подчеркивают: неприкасаемых нет, и в нынешней нервозной атмосфере внутри власти жертвой может стать любой», — резюмирует он.