Брюссель обновит отношения с ближайшими союзниками России
Как ЕС обновляет связи со странами СНГ
Все последние дни лидеры Европейского союза занимаются отношениями с бывшими и нынешними странами СНГ. В воскресенье, 12 декабря, президент Европейской комиссии Шарль Мишель и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель встретились с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. Президента Белоруссии Александра Лукашенко в ЕС законным лидером страны не считают, после президентских выборов 2020 года в отношении белорусских властей было введено пять раундов санкций, последние по времени — уже в этом месяце, 2 декабря, за использование в качестве политического инструмента мигрантов, пытающихся незаконно прорваться из Белоруссии в Европейский союз.
В понедельник главы МИД ЕС, обсудив ситуацию в Африке, согласовали введение санкций против россиян и компаний, причастных, по их данным, к деятельности ЧВК Вагнера.
14 декабря вечером при посредничестве Мишеля в Брюсселе прошла встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Договоренность о ней была достигнута еще до того, как в Сочи 26 ноября прошли трехсторонние переговоры с участием российского президента Владимира Путина и лидеров Азербайджана и Армении. Во время прошлогодней второй карабахской войны Россия сыграла роль главного миротворца, ЕС отступил на второй план. «Запад попросту «по-джентльменски» пропускает Россию вперед, чтобы потом, в случае возникших расхождений, иметь пространство для маневра и предложения себя в качестве «более эффективного модератора», — описывает европейскую стратегию ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов (цитата по «Спутник-Армения»). В этой ситуации, в отличие от многих других кризисов, Запад и Россия, по замечанию эксперта, не рассматривают друг друга как жестких оппонентов.
В среду, 15 декабря, принципы отношений между ЕС и пятью странами — соседями России и программа их развития будут обновлены на саммите «Восточного партнерства».
Как Евросоюз движется на восток
Программа «Восточное партнерство» существует с 2009 года, ее цель — развитие отношений 27 стран Европейского союза с шестью постсоветскими странами (Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной). Все 12 лет существования программу преследуют кризисы, она постоянно критикуется Россией, в том числе за попытку превратить ее в «антироссийскую затею». Первым и самым масштабным кризисом стал украинский в 2013–2014 годах. События Майдана были спровоцированы решением тогдашнего украинского руководства отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли. Подписание этих соглашений было одним из главных элементов «Восточного партнерства». В итоге Украина, Грузия и Молдавия их заключили, а также установили с ЕС безвизовый режим. Оставшиеся участники от подписания амбициозных программ сотрудничества с ЕС отказались, развивая сотрудничество на удобной им скорости. Однако события 2014 года, в том числе присоединение Крыма к России, стали постоянным источником напряжения. На саммитах 2015 года стороны схлестнулись вокруг формулировки о признании территориальной целостности Украины, двумя годами позже от упоминания о Крыме и Украине отдельным пунктом пришлось отказаться, чтобы документ был поддержан всеми участниками.
Белоруссия то посылает свои делегации на саммиты «Восточного партнерства», то игнорирует их. Не будет представителей официального Минска и на нынешнем форуме — Белоруссия в ответ на санкции Евросоюза приостановила участие в программе. Оставшимся участникам ЕС предлагает следовать пяти долгосрочным целям: развитие устойчивых и интегрированных экономик, поддержание верховенства закона, развитие экологической и климатической устойчивости, обеспечение устойчивой цифровой трансформации, равноправных, справедливых и инклюзивных обществ. На решение этих задач ЕС готов направить €2,3 млрд. Предполагается, что этот инвестиционный план привлечет еще до €17 млрд в виде государственных и частных инвестиций.
Однако обсуждением этих вопросов участники саммита вряд ли ограничатся. Источник в правительстве Германии заявил «РИА Новости», что форум может дать четкий сигнал солидарности с Украиной в условиях нынешнего обострения ситуации на российско-украинской границе, где, как утверждают в ЕС, Россия концентрирует военные силы. В повестке заседания этот вопрос не значится, но это не значит, что он не может возникнуть, сказал РБК высокопоставленный европейский источник. Будет ли пограничный кризис или другие вопросы, связанные с Россией, упомянуты в итоговой декларации, пока говорить рано, по состоянию на середину дня 14 декабря документ еще не был согласован, добавил источник.
«Восточное партнерство» находится в состоянии перманентного кризиса, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, эту программу критикуют с разных сторон: одни считают, что она недостаточно активна и агрессивна со стороны Евросоюза, другие — что в нынешних условиях она теряет свою актуальность для многих участников. «Естественно, что когда речь идет о таком большом количестве разных стран, которые имеют совершенно различные алгоритмы взаимодействия в том числе с ЕС, разный уровень сотрудничества с Россией, то всегда очень трудно говорить о какой-то единой схеме и едином подходе. Конечно, программа так или иначе рассыпается на целый ряд индивидуальных проектов, по которым Евросоюз работает с отдельными странами «Восточного партнерства», — сказал Кортунов РБК. Он добавил, что есть примеры, когда отношения с Россией и Евросоюзом для стран — участниц программы развиваются по принципу игры с нулевой суммой, но есть и примеры того, как страны не без успеха пытаются лавировать между Москвой и Брюсселем и сохранять достаточно позитивные и выгодные для себя отношения как с Востоком, так и с Западом. «Среди таких примеров можно упомянуть Армению, которая является членом Евразийского экономического союза, но при этом очень активно развивает свои связи с Европейским союзом и получает значительные финансовые ресурсы от Брюсселя, как, впрочем, и от отдельных стран Евросоюза. Поэтому тут многое зависит от особенностей руководства, от исторического фона, на котором развиваются эти отношения, и от наличия или отсутствия политической воли со стороны Евросоюза», — заключил эксперт.