В Чечне ответили на сообщения о борьбе с наркоторговцами с помощью пыток
Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил, что сообщение о том, что братьев Межидовых в Чечне пытали после задержания по подозрению в хранении и распространении наркотиков, «не соответствует действительности» и является попыткой «очернить в глазах общественности сотрудников органов внутренних дел Чечни». Об этом он сказал РБК.
Каримов, сообщил, что у него есть основания полагать, что в регионе происходят «попытки наркотической диверсии со стороны». По его словам, люди из некоторых соседних регионов завозят наркотики в Чечню и иногда раздают их бесплатно. «У нас неоднократно фиксировались подобные случаи, и это вызывает огромную обеспокоенность. Мы внутри решаем этот вопрос», — заявил Каримов.
Во вторник, 16 января, издание Republic выпустило расследование, в котором рассказывается о том, что в Шалинском районе Чечни примерно 70 человек попали в следственный изолятор, в котором пытали братьев Межидовых. Издание пишет, что эти задержания были частью антинаркотической кампании Рамзана Кадырова. 20 из задержанных были отпущены из отдела полиции без предъявления обвинений — по предположению собеседника Republic, знакомого с ходом операции, потому что им удалось «договориться» с сотрудниками полиции.
Republic рассказало историю Магомеда-Али Межидова, подавшего жалобу в прокуратуру: его задержали 14 августа и в течение недели избивали металлопластиковой трубой, чтобы выяснить, кто в селе принимает или продает наркотики. Под давлением он согласился подписать признательные показания, 31 августа его официально оформили, а 2 сентября Межидова арестовали.
Вместе с ним был задержан его брат Магомед-Садик, его увезли в отделение полиции, «обездвижили с помощью скотча и наручников и пытали, пока он не подписал признательные показания», пишет Republic. Также ему угрожали, что его подведут под статьи о террористическом акте или участии в незаконном вооруженном формировании.
Магомеда-Али Межидова в итоге обвинили в продаже 20 августа за 20 тыс. руб. чуть более 16 граммов марихуаны, а его брата — в хранении почти 128 граммов марихуаны. Защита подозреваемых настаивает на том, что дела были сфальсифицированы, поскольку оба брата были задержаны 14 августа, что видели двое соседей. Кроме того, одному из братьев вызывали скорую в изолятор.
Свидетелем по делу Магомеда-Али проходит Халид Ахъядов. Следствие считает, что Межидов собирался продать Ахъядову марихуану, однако фигурант утверждает, что в ходе очной ставки опознал в свидетеле того, кто в присутствии сотрудников МВД пытал его током. Ахъядов заявил, что работает в полиции с ноября в качестве стажера, документы для трудоустройства в правоохранительные органы он подал еще в начале 2017 года, пишет Republic.
Сам Магомед-Али Межидов к моменту своего задержания уже дважды был признан виновным по связанными с наркотиками делам, его приговаривали к условному, а затем и реальному срокам. 17 августа, за три дня до задержания, он должен был сам добраться до места отбывания наказания.
Задержания начались после объявления Кадыровым о создании оперативного штаба по борьбе с наркоманией 12 августа: всего с тех пор было возбуждено 304 уголовных дела о распространении и хранении наркотиков, 213 из которых направлены в суд.
По словам пресс-секретаря Кадырова, следственное управление СКР по Чечне провело проверку по жалобе Межидовых. В ходе проверки в возбуждении уголовного дела против полицейских было отказано «в связи с отсутствием события состава преступления», и у него нет оснований не доверять СК, сказал Каримов. В то же время МВД направило дело, возбужденное против Межидовых по ст. 228 УК РФ по фактам незаконного приобретения, хранения и сбыта наркотических средств, в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.