Лавров объяснил требование к Японии о признании итогов Второй мировой
Министр иностранных дел Сергей Лавров рассказал, почему Россия настаивает на признании итогов Второй мировой войны в переговорах с Японией, передает корреспондент РБК.
По его словам, это «не ультиматум и не предварительное условие» для переговоров между Москвой и Токио о заключении мирного договора, а условие, на котором держится современная международная система.
«Это попытка понять, почему Япония — единственная страна в мире, которая не может сказать: я признаю итоги Второй мировой войны в полном объеме», — пояснил Лавров, отвечая на вопрос японского журналиста.
«Япония при поддержке Советского Союза стала членом ООН, подписала и ратифицировала Устав организации, в котором есть статья 107, гласящая, что все результаты Второй мировой войны незыблемы», — напомнил глава российского МИДа. «Мы призываем соседей привести действия в соответствии с Уставом ООН», — заключил Лавров.
Глава МИДа также отметил, что в законодательстве Японии закреплен термин «северные территории», под которым в этой стране понимают южные острова Курильской гряды, принадлежащие России.
Этот термин, по его словам, внедрен в несколько японских законов, в том числе в тот, который увязывает реализацию соглашения между Москвой и Японией о ведении совместной хозяйственной деятельности на Курилах с необходимостью возврата «северных территорий». «Об этом никто не договаривался, и это прямо противоречит вашим обязательствам по уставу Организации Объединенных Наций», — подчеркнул Лавров, отвечая на вопрос японских журналистов.
Подписанию мирного договора между Россией и Японией мешает территориальный спор о Курильских островах. Токио претендует на острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряду Хабомаи, Москва настаивает, что по итогам войны они перешли к СССР.
Перед предстоящими в конце января переговорами между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Синдзо Абэ по проблеме мирного договора российский МИД обратил внимание на ряд выступлений главы правительства Японии, в которых он говорил, в частности, о необходимости добиться понимания жителей Южных Курил по вопросу о «переходе территориальной принадлежности островов к Японии». В связи с этим японского посла в Москве Тоехиса Кодзуки вызвали в МИД и предупредили об опасности искажения сути «договоренностей лидеров России и Японии об ускорении переговорного процесса».