Мытарства М.Ходорковского и П.Лебедева только начинаются
Интерес общественности и СМИ к оглашению приговора вполне понятен. По мнению экспертов, это событие носит судьбоносный характер не только для участников процесса. Оно должно определить векторы развития отношений между властью и олигархами в ближайшем будущем. Либо олигархов будут продолжать «доить» и «давить», либо получит подтверждение курс на диалог с крупным бизнесом, озвученный Владимиром Путиным в своем послании к Федеральному собранию.
Экс-владельцы ЮКОСа обвиняются по 7 статьям Уголовного кодекса каждый. Им вменяется мошенничество в особо крупном размере, присвоение, причинение имущественного ущерба путем обмана, уклонение от уплаты налогов организацией, злостное неисполнение решения суда и неоднократная подделка документов. А.Крайнов обвиняется в хищении чужого имущества, в составе организованной группы и злостном неисполнении вступившего в законную силу решения суда.
Напомним, что в последнем слове М.Ходорковский заявил суду о своей полной невиновности. П.Лебедев отказался от последнего слова. А. Крайнов признал себя виновным частично. Это дало основания гособвинителю Дмитрию Шохину просить для него «всего лишь» условного наказания. В то время как М.Ходорковского и П.Лебедева прокурор считает необходимым приговорить к 10 годам колонии общего режима. Также он настаивает на лишении обоих подсудимых права занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления сроком на 3 года.
В свою очередь, адвокаты просили оправдать обоих предпринимателей по всем инкриминируемым им статьям. Впрочем, в заявлениях для прессы все представители защиты подчеркивали, что ход судебного процесса не позволяет «рассчитывать на оправдательный приговор».
Изначально дата оглашения приговора была назначена на 27 апреля, а затем перенесена на 16 мая. Назывались самые разные причины переноса. Судья не успела подготовить текст обвинительного заключения, Москва не желает портить отношения с Западом накануне саммита, приуроченного к празднованию 60-летия Победы. Некоторые эксперты предполагали, что и сегодняшнее заседание будет отложено, поскольку, дескать, «наверху» еще не решили, в каком месте вердикта «казнить нельзя помиловать» ставить запятую. Эти предсказания не оправдались. Однако, в связи с большим объемом обвинительного заключения, потребуется несколько дней, чтобы его зачитать.
Обвинительное заключение началось с эпизода о незаконном присовении экс-владельцами ЮКОСа 44% акций НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам им.Я.Самойлова (НИУИФ). Судья Ирина Колесникова подчеркнула, что в 1995 году в рамках преступного плана были организованы подставные организации, подконтрольные М.Ходорковскому и П.Лебедеву. Представив заведомо подложные документы, обвиняемые ввели в заблуждение должностных лиц РФФИ и членов конкурсной комиссии по финансовой состоятельности АОЗТ "УОЛЛТОН", подконтрольной М.Ходорковскому и П.Лебедеву. В итоге 12 сентября 1995г. инвесткомиссия признала победителем инвестконкурса по продаже 44% акций НИУИФ компанию "УОЛЛТОН", и пакет акций НИУИФ был передан этой компании. Однако летом - осенью 1997г. РФФИ стало известно о невыполнении АОЗТ "УОЛЛТОН" своих обязательств перед НУИУФ. В этой связи по иску РФФИ Арбитражный суд Москвы в декабре 1997г. вынес решение о расторжении договора купли-продажи пакета акций НИУИФа и возврате акций в собственность государства. Однако М.Ходорковский и П.Лебедев совершили злостное неисполнение этого судебного решения, переоформив акции с баланса "УОЛЛТОНа" в собственность третьих фирм, также подконтрольных М.Ходорковскому и П.Лебедеву.
Как следует из текста приговора, обвиняемые совершили присвоение чужого имущества - денежных средств, полученных от реализации апатитового концентрата. В период 1995-2000г. компании, подконтрольные М.Ходорковскому и П.Лебедеву, продавали продукцию ОАО "Апатит" своим посредникам по заниженной цене, а те, в свою очередь, перепродавали ее зарубежным предприятиям по рыночной цене. Полученная разница М.Ходорковским, П.Лебедевым и другими членами орггруппы обращалась в свою пользу. Таким образом, М.Ходорковский и П.Лебедев причинили ущерб другим акционерам, лишившимся права на дивиденды от чистой прибыли. В итоге, за период 2000-2002гг. из-за действий М.Ходорковского, П.Лебедева и других членов орггруппы чистая прибыль "Апатита" была занижена более чем на 6 млрд руб., что причинило крупный ущерб государству.
Далее суд установил, что Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Андрей Крайнов совершили злостное неисполнение судебных решений о возврате государству 20% акций ОАО "Апатит" в феврале 1998г. Для этого М.Ходорковский и П.Лебедев организовали переоформление этих акций из собственности АОЗТ "Волна" в собственность третьих подставных компаний, также подконтрольных М.Ходорковскому и П.Лебедеву. Суд установил также, что М.Ходорковский совершил уклонение от уплаты налогов с доходов физического лица путем незаконного получения статуса ПБОЮЛ, предоставляющего право льготного налогообложения. М.Ходорковский в налоговую декларацию включил недостоверные сведения об оказании им консультационных услуг иностранным компаниям и в итоге недоплатил в бюджет налогов в период 1998-1999гг. в размере 54,5 млн руб. Таким же образом, говорится в приговоре, уклонился от уплаты налогов с доходов физического лица и П.Лебедев.
Итак, предчувствия не обманули адвокатов. Текст приговора составлен в чрезвычайно жестких выражениях, которые не оставляют надежды на какое-либо смягчение приговора по сравнению с тем наказанием, которое запросил прокурор. По мнению защиты, в приговоре полностью повторяется обвинительное заключение Генпрокуратуры. Оглашение приговора будет продолжено завтра в 10:30 утра в Мещанском суде.
Возвращаясь к последствиям сегодняшнего события, следует отметить также его внешнеполитический и экономический аспекты. За оглашением вердикта наблюдал член Европейского парламента Милан Хорачек. Вообще же реакцию Запада на обвинительный приговор можно представить, если вспомнить принятую ПАСЕ в январе резолюцию по обстоятельствам преследования руководителей ЮКОСа. В частности, текст резолюции гласит: "Преследование Михаила Ходорковского и двух других бывших руководителей ЮКОСа вышло за рамки простого отправления правосудия, поскольку в данном случае присутствуют такие элементы, как "ослабление открытого политического оппонента, запугивание иных состоятельных личностей и восстановление контроля над стратегическими экономическими активами". Впрочем, не исключено, что на саммите ЕС – Россия 10 мая в Москве дипломатам удалось каким-то образом договориться с европейскими партнерами, чтобы свести шумиху к минимуму.
Оглашение приговора также может оказать влияние на фондовый рынок. По мнению аналитика ИК "Русские финансовые традиции" Павла Ворожцова, «если сроки, к которым будут приговорены подсудимые окажутся менее 10 лет, на российском рынке акций вероятна мощная волна роста, поскольку в сегодняшние ценовые уровни заложен прогноз приговора по делу Ходорковского именно на 10 лет лишения свободы. Наш прогноз - 5 лет по обвинению в налоговых преступлениях и снятие обвинений, связанных с «Апатитом» за истечением срока давности. Наказание именно за налоговые преступления к тому же не вызовет нареканий на Западе».
Что касается будущего самих обвиняемых, то, по всей видимости, их мытарства еще долго не закончатся. 13 мая официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова заявила, что Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву будут предъявлены обвинения "в легализации денежных средств, исчисляемых миллиардами долларов".
Речь идет об обвинениях по уголовному делу № 18325531-04, которое было возбуждено Генпрокуратурой по двум статьям Уголовного кодекса ("Хищение" и "Легализация денежных средств") 6 октября 2004 года. В тот момент М. Ходорковский и П. Лебедев уже сидели в тюрьме в рамках первого дела, по которому сейчас слушают обвинительное заключение.
«Второе дело» посвящено продаже нефти, добытой дочерними компаниями ЮКОСа, по заниженной цене посредническим фирмам. Таким образом, следствию предстоит выяснить, является ли «хищением» тривиальная для российского бизнеса схема продажи нефти через офшорные компании?