Посол Армении перечислил приведшие к обострению с Азербайджаном «реалии»
Как Ереван оценивает действия Азербайджана, Турции и России
Конфликту на границе Армении и Азербайджана предшествовала череда заявлений Баку, которые готовили общественное мнение страны к возможному военному конфликту, заявил в разговоре с РБК посол Армении в России Вардан Тоганян. «Особенно последнее заявление президента [Азербайджана Ильхама Алиева] 6 июля, которое фактически означало выход Баку из переговорного процесса [по нагорнокарабахскому урегулированию]», — указал он. 6 июля в интервью местным телеканалам Алиев заявил, что переговоры о нагорнокарабахском урегулировании фактически не ведутся. Он также раскритиковал Минскую группу ОБСЕ за пассивность.
«Конфликт должен решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана. <...> Минская группа ОБСЕ не реагирует на заявление армянского премьера о том, что «Карабах — это Армения». Это заявление срывает переговоры и делает их бессмысленными. Сегодня фактически нет переговоров об урегулировании, никакого толка от видеоконференций министров иностранных дел Азербайджана и Армении тоже нет. Это лишь имитация деятельности Минской группы ОБСЕ», — сказал президент Азербайджана. Сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорнокарабахского конфликта являются США, Франция и Россия, в нее также входят Армения и Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.
С 12 июля на границе Тавушской области Армении и Товузского района Азербайджана идут бои между вооруженными силами двух стран. С обеих сторон применяются артиллерия, тяжелая техника и ударные дроны. Обе республики уже официально объявили о потерях среди военных и гражданских лиц — погибли около 20 человек. Данные сторон, из-за чего начался конфликт, расходятся. По версии Еревана, 12 июля после полудня к армянским позициям со стороны Азербайджана подъехал автомобиль УАЗ. После того как армянские военные сделали несколько предупредительных выстрелов, экипаж бросил машину и вернулся на свою территорию, а через час в сторону Армении был открыт артиллерийский огонь. Баку же настаивает, что армяне применили артиллерию первыми и без каких-либо причин, грубо нарушив режим прекращения огня.
«Фактически Азербайджан обвинил сопредседателя в недееспособности, заявил о том, что международное право не работает и международным правом для них является оружие, сила, нужно уповать на вооруженные силы», — сказал РБК Тоганян. «То, что мы видим в последние дни, — требования [на протестной акции в Баку 14 июля] незамедлительно начать войну и так далее, это все поддерживалось официальной риторикой. И этому, конечно же, способствовали заявления соседней Турции», — отметил он.
После 12 июля на Южном Кавказе сформировались новые геополитические реалии, отметил посол. «Одни страны, в том числе и Россия, продвигают идеи установления прочного и долгосрочного мира, стабильности в регионе, а Турция, которая является участником Минской группы по урегулированию, однобоко и безоговорочно поддерживает военные действия Азербайджана, поддерживает агрессию, угрожает Армении и предлагает свою военную помощь Азербайджану. Это фактически подстрекательство, которое может серьезно подорвать систему безопасности в регионе. Вот эти реалии, на мой взгляд, и способствовали накалу, возобновлению боевых действий», — утверждает Тоганян.
С самого начала нынешних военных действия Турция на всех уровнях поддержала Азербайджан: сначала высказался МИД, затем Минобороны, а 14 июля и президент Реджеп Тайип Эрдоган. «Мы решительно осуждаем атаки Армении на братский Азербайджан. <...> Это сознательное нападение. Цель его — провокация для создания нового очага напряженности в регионе и блокировки процесса урегулирования проблемы Нагорного Карабаха», — заявил турецкий лидер. Министр обороны Турции Хулуси Акар уточнил, что вооруженные силы республики готовы помочь Азербайджану в соответствии с принципом «одна нация, два государства».
Ереван устраивает позиция, которую занимает Россия в конфликте, также отметил Тоганян. «Россия призывает к незамедлительному прекращению огня, что очень важно. И мы высоко ценим роль России как посредника, как страны, которая внесла и вносит свою лепту именно в плане политического урегулирования этого конфликта», — отметил он. По его словам, речи о том, чтобы привлечь страны ОДКБ к военной реакции на действия Баку, не идет: «Мы зафиксировали и обратили внимание наших коллег, союзников по ОДКБ, на случившейся факт агрессии на государственной границе. С соответствующим заявлением выступил генеральный секретарь ОДКБ. Но речь не идет о том, чтобы начать какие-то военные действия».
Итоги пяти дней столкновений
Ранее в разговоре с РБК эксперты предположили, что основной предпосылкой конфликта стал неопределенный статус армяно-азербайджанской границы в районе конфликта, а также гористый рельеф, позволяющий обстреливать с господствующих высот прилегающие к границе села. Тоганян считает, что рельеф, из-за которого приграничные районы обеих стран постоянно находятся под угрозой обстрела, не является главной причиной конфликта. «Рельеф тут ни при чем. Он в целом в регионе сложный, в том числе по всему периметру нашей границы с Азербайджаном и на отрезках границ Нагорного Карабаха», — пояснил Тогонян. Однако почему конфликт обострился именно в том районе, дипломат сказать затруднился: «На границе Армении и Азербайджана неоднократно случались перестрелки. Но этот случай по своей организованности, подготовленности, информационным и экспертным атакам выходит из ряда вон. Но мне сложно сказать, почему конфликт начался именно там. Может быть, наши соседи хотели проверить боеготовность или прощупать международную реакцию».
На линии соприкосновения пока сохраняется статус-кво — она не сдвинулась ни в одну, ни в другую сторону, констатирует Тоганян. «Вооруженные силы Армении находятся исключительно на территории Армении, — сообщил он. — В принципе, каких-то перемещений опорных точек, изменения границ и так далее нет. Наше Министерство обороны заявило, что высота на линии соприкосновения перешла под контроль, но каких-то глобальных изменений или тактических передвижений в ту или иную сторону не зафиксировано». Также, по словам посла в России, азербайджанские дроны залетают в глубь армянской территории на 15–18 км.