WSJ узнала о плане США по экспорту зерна из Украины без участия России
США ведут переговоры с Турцией, с Украиной и соседними с ней странами о расширении альтернативных экспортных маршрутов зерна, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники.
Согласно плану, к октябрю Украина наладит экспорт 4 млн т зерна в месяц по Дунаю, бóльшая часть агропродукции будет перевозиться по этой реке и Черному морю в румынские порты, а затем в другие пункты назначения. США изучают все потенциальные варианты, в том числе военные, для защиты судов, идущих в украинские порты на Дунае и из них, сообщил американский чиновник.
Этот маршрут дольше и дороже черноморского пути, отмечает WSJ, однако после отказа России продлить действие соглашения он может стать достойной альтернативой. Западные страны и Киев готовятся к тому, что Москва не вернется к выполнению сделки до того, как настанет время вывозить летний и осенний урожай.
Работа над увеличением экспортных мощностей Украины ведется параллельно с попытками Турции и ООН вернуть Россию к выполнению черноморской инициативы, рассказали источники газеты. По словам неназванных дипломатов, на турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана оказывается давление с целью добиться от Москвы возобновления сделки до начала сентября, когда на складах начнет накапливаться собранное зерно.
Реализация планов будет частично опираться на инициативу Евросоюза по созданию автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов, называемых «полосами солидарности». С прошлого мая по ним экспортировали 41 млн т зерна, что значительно больше вывезенного в рамках черноморской инициативы (по сведениям ООН, 32,9 млн т сельхозпродукции).
Источники WSJ среди европейских чиновников говорят, что Евросоюз может помочь Украине вывозить в среднем 5–5,5 млн т зерна в месяц, если не возникнет проблем. Пока за один месяц по европейским маршрутам Украина вывезла максимум 4,2 млн т — в прошлом ноябре. В минувшем июне этот показатель составил 3 млн т. На своем пике инициатива позволяла вывозить около 6 млн т из трех портов на юге Украины — Одессы, Южного и Черноморска.
На некоторых маршрутах не хватает персонала и ресурсов, чтобы оперативно проводить необходимые проверки, что порой приводит к задержкам, сообщили источники. Кроме того, отмечает WSJ, между Украиной и Румынией возникали противоречия по вопросу углубления дна судоходных каналов Дуная, их удалось урегулировать. Американские чиновники рассказали об обсуждениях повышения проходимости дунайского маршрута, чтобы увеличить количество сухогрузов, позволить идти по реке более крупным судам, освободить места под стоянку.
Россия приостановила участие в зерновой сделке месяц назад, 17 июля. Москва не раз обвиняла другую сторону в неисполнении второй части сделки, об экспорте российской агропродукции. Власти России пообещали немедленно вернуться к выполнению соглашения при выполнении условий, в частности после переподключения Россельхозбанка к международной системе SWIFT, отмены ограничений на страхование и перестрахование судов, снятия запрета на доступ в порты.
Власти США отмечают, что нынешняя ситуация — вопрос не уступок, у России есть возможности экспортировать зерно и в последний год она «намного превышает» соответствующие показатели, которые были до начала полномасштабных боев на Украине. «Что касается конкретных указаний на возможные проблемы, например с банками, транспортировкой и так далее, мы сделали все, чтобы эти вопросы были решены», — сказал госсекретарь Энтони Блинкен. Он рассказал, что обращался к американским банкам, заверяя их в поддержке экспорта российского зерна и призывая не бояться санкций, и подчеркнул, что перевозка, страхование и другие операции с зерном выведены из-под действия ограничительных мер. Блинкен добавил, что предложения об удовлетворении претензий России есть и у ООН, но Москва на них до сих пор не ответила.