Главам Татарстана и Башкирии разрешат еще год называться «президентами»
Госдума собирается продлить до1 января 2016 года для Татарстана и Башкирии срок, отведенный для переименования президентов республик в «глав регионов». Такая инициатива была внесена в пятницу в парламент единороссами – председателем конституционного комитета Владимиром Плигиным и членом этого комитета Владимиром Поневежским. В тексте законопроекта сказано, что продление срока переименования касается субъектов Федерации, которые имеют утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти страны и госвласти субъекта. Такие договоры имеют республики Татарстан и Башкирия, но напрямую их названия в депутатской инициативе не указаны.
«Законопроект касается двух республик – Татарстана и Башкирии, не успевших привести свое законодательство в соответствие с федеральным. Мы пошли на уступку», – разъяснил РБК смысл документа Поневежский.
«Президент Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан», – говорится в Конституции Татарстана (раздел IV, глава II, ст. 89). Основной закон республики также обязывает президента знать татарский язык. А договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Татарстаном и Россией, среди прочего, устанавливает, что жители Татарстана имеют право получать паспорт гражданина России с вкладышем на татарском языке и с изображением государственного герба республики.
К январю 2015 года в России должен был остаться один президент – в Кремле. «В едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами», – объявил в августе 2010 году президент Чечни Рамзан Кадыров, после чего чеченский парламент назвал его «главой». Идею унификации руководителей поддержал тогда президент Дмитрий Медведев. К декабрю 2010 года Госдума приняла федеральный закон, запрещающий называть региональных руководителей «президентами». На исполнение требования закона у регионов было пять лет, за это время Конституции изменили Бурятия, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Якутия, Адыгея Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.
В феврале этого года госсобрание Башкирии переименовало должность Рустэма Хамитова из «президента» в «башлыга» («глава» – в переводе на русский). Хамитов объявил, что согласен с устоявшимся в других регионах названием. Официально поправки к башкирской Конституции вступают в силу с января 2015 года.
Не сдавался только Татарстан. Спикер госсовета Фарид Мухаметшин не раз заявлял, что «непонятная» инициатива противоречит российской Конституции и еще будет «предметом переговоров с федеральным центром». Депутаты рассказывали, что получают массу писем от граждан, поддерживающих титул президента в республике, и парламент собирается собрать статистику общественного мнения. Всемирный конгресс татар специально подготовил публичное обращение к законодателям с просьбой сохранить «президента» – «крайне важно для морального самочувствия всего татарского народа», говорилось в нем.
В августе Владимир Путин отметил заслуги Минниханова в переговорах с крымскими татарами (Минниханов встречался с их представителями, обещал помощь и уговаривал не сопротивляться вхождению Крыма в состав России), назвал его «патриотом» и заметил, что не Москва решает, как называть должность татарстанского лидера. «Это по нашему законодательству дело самого субъекта Федерации – как выстроить систему и как назвать высшее должностное лицо», – заявил Путин на молодежном форуме Селигер.
Сейчас в госсовете Татарстана рассчитывают, что Москва совсем откажется от требования унификации названий руководителей регионов. «За отведенный нам год может многое измениться. Мы можем провести референдум или Госдума принять новый закон», – надеется зампредседателя комитета по госстроительству в парламенте Татарстана Хафих Миргалиев. Он недлоумевает, как «глава республики» сможет на должном уровне проводить встречи с лидерами государств: «Ну как вы себе представляете, встречаются президент Турции, наш партнер, и глава республики Татарстан?»
По словам источника, близкого к руководству одной из поволжских республик, инициатива единороссов в Госдуме рассчитана в первую очередь на Татарстан. Там сильны националистические настроения, а в следующем году пройдут выборы президента – Минниханову идти на новый срок, и Москва не хочет ослаблять его позиции. В числе аргументов Казани была и отсылка к недавнему заявлению Путина о том, что тот не против сохранения такого поста.
«Не было необходимости переименовывать региональных президентов. Это была странная инициатива по отношению к крайне лояльным республикам», – отмечает политолог Михаил Виноградов. Он полагает, что Москва за заслуги Минниханова в Крыму и чтобы не нагнетать в условиях неопределенной экономической ситуации сепаратистские настроения в Татарстане согласилась пойти на уступку, решив отложить окончательное решение до проведения выборов в республике.