В Габоне решили закрепить в Конституции требования к здоровью президента
16 ноября в Габоне стартует референдум, на котором избирателям этой центральноафриканской республики предлагается одобрить ее новую Конституцию. О том, чтобы страна нуждается в новом основном законе, власти Габона объявили примерно год назад, в начале сентября 2023 года, вскоре после госпереворота, устроенного военными. Тогда же они заявили, что на протяжении двух лет в стране будет действовать правительство переходного периода, он закончится к августу 2025 года. После этого в стране должны пройти президентские и парламентские выборы, которые вернут ей гражданское управление.
«С новым правительством, состоящим из опытных людей, мы дадим каждому гражданину шанс на лучшую жизнь», — сказал 4 сентября 2023 года президент переходного периода генерал Брис Клотер Олиги Нгема после приведения его к присяге. По его словам, кроме новой Конституции, стране также нужные новые закон о выборах и Уголовный кодекс.
Габонская Республика — государство на западном побережье Африки (омывается Атлантическим океаном) со столицей Либревиль; с севера граничит с Экваториальной Гвинеей и Камеруном, с востока и юга — с Республикой Конго. На территории 267,6 тыс. кв. км проживают 2,4 млн человек. Бывшая французская колония (обрела независимость в 1960 году), позже стала президентской республикой. Около 40 лет постколониальной истории Габона им правил Омар Бонго Ондимба (с 1967 года вплоть до его смерти в 2009-м). В период его президентства страна поддерживала тесные связи с Францией в формате системы Françafrique, в рамках которой Париж оказывал бывшим колониям политическую и военную поддержку, а взамен французские компании получали эксклюзивные права на разработку ресурсов этих стран и местные рынки сбыта.
На внеочередных президентских выборах, прошедших в 2009 году, победил сын Омара Бонго Ондимбы — Али Бонго Ондимба, который до этого возглавлял МИД Габона и был министром обороны. Управлял страной вплоть до августа 2023 года, когда из-за несогласия с итогами очередных президентских выборов, согласно которым он снова победил, группа военных совершила государственный переворот. Группа из 12 офицеров, которая назвала себя Комитетом по переходу и восстановлению государственных институтов (Comité pour la transition et la restauration des institutions — CTRI), заявила, что результаты выборов аннулированы, границы страны закрыты, а все государственные институты распущены. Переворот прошел бескровно, президента сначала поместили под домашний арест, но вскоре он был снят по медицинским показаниям.
Какая Конституция предлагается стране
Правительство опубликовало проект Основного закона в октябре 2024 года — этот документ должен заменить Конституцию 1991 года и провозгласить Вторую республику; с помощью референдума переходные власти хотят «пересмотреть правовую базу» и «установить гражданское правление после десятилетий правления династии Бонго». В преамбуле проекта Конституции говорится, что народ Габона, «следуя духу событий 30 августа 2023 года, намерен возобновить свой путь к строительству правового государства, гарантирующего основные права и свободы».
Новая Конституция расширяет полномочия президента; упраздняется должность премьер-министра. Как и в предыдущей версии, президентский срок составляет семь лет с возможностью переизбрания один раз (в предыдущей версии число переизбраний не уточнялось).
При этом оговариваются условия, при которых можно претендовать на пост президента: кандидат должен быть рожден в Габоне и по крайней мере один его родитель должен быть гражданином республики; возрастной ценз — от 35 до 70 лет; супруг или супруга должен быть гражданином Габона; кандидат обязан постоянно проживать в республике как минимум три года перед президентскими выборами. Еще одно обязательное требование к претенденту на президентский пост — быть «в совершенно здоровом физическом и ментальном состоянии»; это должна подтвердить медицинская комиссия, которая приносит присягу перед Конституционным судом.
Среди других нововведений — обязательная воинская повинность для граждан Габона обоих полов. «Каждый гражданин обязан защищать Родину», — сказано в проекте. Защита страны и охрана общественного порядка лежат на силах национальной обороны и безопасности, и потому «ни один человек или группа людей не могут сформировать частное ополчение или военизированную группу».
Как велась подготовка плебисцита
По оценке Всемирного банка (ВБ), госпереворот 2023 года вызвал «значительные изменения в экономической политике Габона» — речь о более экспансионистской фискальной политике (действия правительства в этой области направлены на повышение совокупного спроса и выхода из экономического спада) и укреплении институтов и прозрачности в управлении государственными финансами. Политический контекст, отмечают эксперты ВБ, относительно стабилен — переходные власти пользуются широкой народной поддержкой. Но быстрое возвращение к конституционному порядку играет решающую роль, поскольку, если переходный период затянется, страна рискует столкнуться с региональными санкциями, как это произошло с другими африканскими государствами, где к власти пришли военные.
Габон богат такими природными ресурсами, как нефть, марганец, природный газ, железо, древесина. С 1970-х годов доходы от экспорта нефти стали для страны ключевым источником пополнения бюджета — они частично помогли модернизировать и диверсифицировать экономику. Габон — государство с одним из наиболее высоких показателей ВВП на душу населения в Африке, при этом по состоянию на 2023 год 40% граждан по-прежнему находятся за чертой бедности, а безработица среди молодых людей достигает 37%.
Габонское издание L’Union, анализируя ход информационной кампании, сопровождавшей референдум, обращает внимание на то, что агитация была неразрывно связана с образом президента переходного периода Бриса Клотера Олиги Нгемы — на всех рекламных щитах его портреты. Это ставит вопрос о природе референдума: он действительно конституционный или больше президентский — задается вопросом издание и обращает внимание на то, что агитация в пользу новой Конституции укрепляет в обществе идею о том, что новый Основной закон неотделим от фигуры Нгемы. «Такая персонализация референдума вызывает опасения по поводу объективности процесса» и того, что самому содержанию Конституции уделено должное внимание, поэтому документ надо «рассматривать не как отражение популярности конкретного человека, а как основу демократического будущего страны», резюмирует L’Union.