Митинги станут основанием для причисления НКО к политическим
Общественная палата подготовила предложения в рабочую группу, которая вырабатывает определение НКО, участвующей в политической деятельности. Об этом РБК рассказал секретарь палаты и сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. До 20 декабря рабочая группа под руководством первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина должна определить понятие «политическая деятельность» для некоммерческих организаций.
Согласно предложенному палатой определению, политической считается та организация, которая занимается деятельностью, направленной на изменение проводимой государственными органами политики, а также на «привлечение внимания государственных органов и гражданского общества любыми способами».
Под такими способами подразумевается любая публичная активность, включая митинги, шествия и акции, объясняет Бречалов. Организации будет достаточно провести такое мероприятие более двух раз за год, чтобы считаться политической.
Кроме этого, политической организация будет считаться в том случае, если примет участие в выборах в любой форме. Речь идет об участии в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, выдвижении кандидатов, формировании списков кандидатов, деятельности инициативной группы по проведению референдума, наблюдении за проведением выборов или референдума, информировании избирателей или участников референдума, проведении предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, поясняет Бречалов.
Статус НКО будет зависеть и от того, на что она направляет финансирование. Если организация направит не менее 75% своего бюджета на издание газет, брошюр и листовок, где есть намек на политику, а также вывод людей на акции и оплату инфраструктуры для их проведения, то также будет признана политической.
Речь идет о предварительных вариантах определения, рабочая группа примет решение только 20 декабря, подчеркнул секретарь палаты.
Признание НКО политической грозит ее включением в реестр иностранных агентов: основаниями для этого являются осуществление политической деятельности и получение каких-либо средств из-за рубежа. Бречалов подчеркивает, что предложения распространяются не только на иностранных агентов, а на все некоммерческие организации.
Рамки, предлагаемые Общественной палатой, охватывают только узкий сегмент НКО, считает председатель комитета Госдумы по делам общественных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР). «Должны быть более широкие рамки. Как, например, фильтр, который предложил Минюст в рамках рабочей группы [администрации президента] по НКО. Минюст предлагает ввести трехвекторный анализ: если НКО получает деньги из-за рубежа, нужно смотреть ее цели, методы работы и сферу деятельности», — говорит депутат.
По мнению одного из руководителей центра «Мемориал» Олега Орлова, предложенное Общественной палатой определение не улучшает ситуацию с НКО, в отношении которых применяется закон об иноагентах, так как не дает никакой правовой определенности.
Непонятно, о чем идет речь, когда говорится о «проводимой государственными органами политике», отмечает он: ни в одном нормативном акте такого определения нет. «Например, когда в каком-то отделении полиции систематически пытают людей. Это проводимая госорганами политика или это искажение такой политики?» — задается вопросом Орлов.
Кроме того, подчеркивает он, любая НКО, если она хочет добиваться серьезных целей, неизбежно взаимодействует и с госорганами, и с обществом, чтобы каким-то образом изменить те или иные нормативные акты и правоприменительную практику. Будет ли это считаться изменением государственной политики или нет, непонятно, отмечает Орлов, — это будут решать органы, которые будут правоприменять такое невнятное определение.
У правозащитника также вызывает удивление столь пристальное внимание, которое уделяется наблюдению за выборами. Очевидно, что неполитическая организация не должна принимать участия в выборах в плане выдвижения своих кандидатов, агитации, признает Орлов. Но наблюдение за выборами — такая же часть общественного контроля за действиями органов власти, как наблюдение за местами принудительного содержания граждан и действиями полиции, отмечает он.
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц также считает, что предложенное Общественной палатой понятие политического НКО нисколько не сужает того определения, что существует на данный момент. Это то же самое, просто в пересказе другими словами, уверен он. Очевидно, что не ставилась задача сузить определение политической деятельности, ставилась задача еще раз подчеркнуть, что к политической деятельности относится деятельность любой НКО, которая хоть как-то взаимодействует с государством и работает с гражданами, резюмирует Мельконьянц.