Суд в Гааге выдал ордер на арест Путина и Львовой-Беловой
Палата Международного уголовного суда выдала ордера на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, говорится на его сайте.
«Сегодня, 17 марта 2023 года, II палата предварительного производства Международного уголовного суда выпустила ордера на арест двух лиц в контексте ситуации на Украине: Владимира Владимировича Путина и Марии Алексеевны Львовой-Беловой», — говорится в сообщении.
Как говорится в сообщении суда, они «предположительно, несут ответственность за военное преступление, которое заключается в незаконной депортации населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию». По его данным, это произошло в период с 24 февраля 2022 года.
Как заявила официальный представитель МИДа Мария Захарова, решения Международного уголовного суда для России не имеют никакого значения, в том числе с правовой точки зрения. «С данным органом Россия не сотрудничает, а возможные «рецепты» на арест, исходящие из Международного суда, будут для нас юридически ничтожными», — заявила она.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя решение МУС, заявил, что саму постановку вопроса в Кремле считают «возмутительной и неприемлемой». «Россия, как и целый ряд государств, не признает юрисдикцию этого суда и, соответственно, любые решения подобного рода являются для Российской Федерации с точки зрения права ничтожными», — заявил он. Его аудиокомментарий появился в телеграм-канале журналиста «России 24» Павла Зарубина.
«Что хочется сказать: во-первых, здорово, что международное сообщество оценило ту работу по помощи детям нашей страны, что мы не оставляем их в зоне военных действий, что мы вывозим их, что создаем для них хорошие условия, окружаем их любящими заботливыми людьми», — заявила Львова-Белова, комментируя журналистам в Петербурге ордер.
Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в телеграм-канале отметил, что «приняв столь абсурдное решение, суд встал на путь самоликвидации». «России нужно немедленно выдать ордер на арест всех «судей» МУС», — добавил Клишас.
«Все потенциальные последствия для Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой – если они попадут в одну из 120 стран, которые признают юрисдикцию МУС и участвуют в статуте, то в теории эта страна может выдать их Международному уголовному суду. Но этого тоже можно избежать. Согласно действующему международному праву, если лицо, в отношении которого выдан такой ордер, получило специальные гарантии от МИДа, куда направляется это лицо, то ничего не произойдет», - отметил в разговоре с РБК партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин.
Ранее на этой неделе газета The New York Times со ссылкой на источники сообщила, что МУС планирует завести два дела против России: одно связано с подозрениями в «похищении украинских детей и перевозке их в Россию», второе — с «намеренными атаками» на гражданскую инфраструктуру. По данным издания, судебные разбирательства маловероятны, поскольку МУС не может заочно рассматривать дела, но судьи могут выдать ордера на арест.
МУС не является структурой ООН, его основополагающий документ — это Римский статут 1998 года. Он разрабатывался с участием России, она подписала документ в 2000 году. Статут начал действовать в 2003-м. Однако в 2016 году Москва отказалась быть участницей договора. Перед этим суд назвал вхождение Крыма в состав России «равнозначным международному вооруженному конфликту» между Москвой и Киевом.
Украина также подписала Римский статут, но не ратифицировала его. Однако страна в 2015 году признала юрисдикцию суда «в отношении всех преступлений, совершенных на территории Украины с начала военной агрессии» России». Всего документ ратифицировали 123 страны, в их число не входят в том числе Китай, Турция, Индия и США. Соединенные Штаты участвовали в обсуждениях, которые привели к созданию суда, однако в 1998 году не поддержали Римский статут.
В мае 2022 года Путин подписал указ об упрощении процедуры получения российского гражданства детям-сиротам с Украины и из Донецкой и Луганской народных республик. Действие указа распространяется на детей, которые остались без попечения родителей, и недееспособных людей. Львова-Белова ранее неоднократно рассказывала о вывозе детей из зоны боевых действий на Украине. Так, в ноябре прошлого года она сообщила, что из дома-интерната, расположенного вблизи линии фронта в Херсонской области, срочно были вывезены 52 ребенка с тяжелыми патологиями.
10 марта она заявила, что 89 детей — граждан Украины ожидают воссоединения с родителями на российском юге (в Крыму и в Краснодарском крае). Они находятся с сопровождающими в санаториях и оздоровительных лагерях.