На полигоне на Новой Земле заявили о готовности к ядерным испытаниям
Центральный полигон на архипелаге Новая Земля Архангельской области готов к возобновлению проведения ядерных испытаний в случае необходимости, сообщил в интервью «Российской газете» его начальник Андрей Синицын.
«Полигон готов к возобновлению полномасштабной испытательной деятельности. Готов в полном объеме. Готова лабораторно-испытательная база. Готов персонал. Если поступит команда, мы в любой момент начнем испытания», — сказал он.
17 сентября исполнилось 70 лет со дня образования полигона. Там с 1954 по 1990 год было проведено свыше сотни ядерных испытаний, на которые пришлось 94% мощности всех произведенных СССР ядерных взрывов. Речь идет об атмосферных, подземных, подводных, надводных, наземных взрывах.
Россия после распада СССР не проводила ядерных испытаний. На полигоне организуют неядерные взрывные эксперименты и испытания перспективных образцов вооружения и военной техники.
В прошлом году президент Владимир Путин высказывался о возможности возобновления ядерных испытаний. В своем послании Федеральному собранию он заявил, что в США звучат предложения провести реальные, а не компьютерные испытания своего ядерного оружия и поэтому Минобороны и «Росатом» должны «обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия». «Первыми мы, разумеется, этого делать не будем, но если США проведут испытание, то и мы проведем», — пояснил глава государства.
В октябре 2023-го в ходе выступления на форуме клуба «Валдай» Путин допустил, что Россия может отозвать ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Тогда он напомнил, что США подписали соответствующий договор о запрете на испытания ядерного оружия, но не ратифицировали, и не исключил, что Россия может «повести себя зеркально». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков указывал, что слова главы государства не означают, что Москва планирует проведение таких испытаний.
В минувшем августе генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси отметил, что глобальный режим ядерного нераспространения находится под самым сильным давлением с окончания холодной войны и причина в том, что «влиятельные» государства открыто обсуждают, развивать ли им атомное оружие.