Меркель позвонила Лукашенко дважды
Смогут ли Минск и Брюссель сообща найти выход из миграционного кризисаО чем договорились лидеры Белоруссии и ФРГ
В среду, 17 ноября, президент Белоруссии Александр Лукашенко провел второй на этой неделе телефонный разговор с исполняющей обязанности канцлера Германии Ангелой Меркель. О том, что обсуждалось в понедельник в ходе их первого после почти годового перерыва общения, стороны подробно не сообщали, так как глава правительства Германии должна была обсудить предложения Минска с коллегами по Евросоюзу. Некоторые подробности первого разговора 17 ноября раскрыла министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс: по ее словам, белорусский президент выдвинул ультиматум — прекращение миграционного кризиса в обмен на признание легитимности его власти и снятие всех западных санкций с Белоруссии.
По итогам второго разговора Лукашенко и Меркель пресс-служба белорусского президента сообщила: стороны достигли понимания, что проблема в целом должна быть вынесена на уровень Белоруссии и ЕС, они определят лиц, которые немедленно вступят в переговоры с целью разрешения имеющихся проблем. В этом примут участие также международные организации — на этом настояла председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. В ходе работы также будет учитываться пожелание мигрантов попасть в Германию.
Еврокомиссия 17 ноября распространила заявление о том, что ЕС выделит €700 тыс. на помощь мигрантам, из них 200 тыс. будут распределены через белорусское отделение Красного Креста.
С самого начала миграционного кризиса задача Лукашенко состояла в том, чтобы его признали как легитимного лидера, контролирующего идущие в стране процессы, считает белорусский политолог Артем Шрайбман. В итоге Лукашенко добился телефонных переговоров с Меркель и выдвинул на них свои условия; одновременно Лукашенко показал, что понимает пределы допустимой конфронтации, добавляет эксперт.
Диалог между ЕС и Минском был прерван в августе прошлого года, после сопровождавшихся многочисленными нарушениями президентских выборов в республике; страны Евросоюза не признают Лукашенко легитимным президентом, на сайте канцлера ФРГ не приводится его официальная должность. На жесткое подавление протестов и массовые репрессии после выборов Евросоюз ответил санкциями не только в отношении белорусских чиновников, но и секторальными экономическими. Был свернут и политический диалог.
«Наверное, можно сказать, что Лукашенко получил, что хотел, — начнется взаимодействие с Евросоюзом, — резюмирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Однако если он полагает, что таким образом легитимизируется, то это не так — он признан партнером по конкретному важному для ЕС вопросу, но это никак не повлияет на решение других вопросов». Но Лукашенко — политик опытный, начало работы не значит, что кризис будет немедленно разрешен, это решение скорее открывает возможности для начала торга, добавляет Лукьянов.
Что происходит на границе
В последние дни давление на Минск со стороны Евросоюза нарастало. Брюссель анонсировал введение санкций за использование мигрантов как политического инструмента. Новый санкционный пакет может коснуться как компаний, так и частных лиц, а его окончательные подробности будут согласованы в ближайшие дни. Уже известно, что ЕС собирается разорвать контракты на лизинг самолетов с белорусской государственной компанией «Белавиа». «Или же им придется вернуть эти самолеты, или, как я понимаю, последует обращение в суд», — цитирует Reuters министра иностранных дел Ирландии Саймона Ковени.
Усугублялась и ситуация на границе. В ночь на среду мигранты вновь предприняли попытку прорвать границу Польши, используя те же методы, что и во вторник, сообщал министр иностранных дел Польши Мариуш Блащак. По его словам, пока общественное внимание приковано к погранпереходу «Кузница — Брузги», небольшие группы мигрантов пытаются прорваться в Польшу на других участках границы. Всего во вторник польская сторона зафиксировала 161 попытку прорыва границы, из них девять оказались успешными.
Во вторник сообщалось, что польская сторона применила водометы для разгона мигрантов на границе с Белоруссией. По сообщениям Варшавы, к такому методу пришлось прибегнуть из-за того, что выходцы с Ближнего Востока стали забрасывать пограничников газовыми гранатами, которыми их снабдили белорусские власти. Девять польских офицеров пострадали, включая одного пограничника и военного. В Минске же заявили о химических ожогах, которые получили мигранты из-за применения польской стороной водометов с использованием неустановленного химиката. Следственный комитет Белоруссии возбудил уголовное дело по ст. 128 УК (преступление против безопасности человечества) в связи с действиями польских правоохранительных сил.
Быстрого разрешения кризиса Блащак не ожидает. «Мы должны быть готовыми к тому, что ситуация на польско-белорусской границе быстро не разрешится. Нужно готовиться к тому, что это затянется на месяцы, если не на годы», — сказал он до разговора Лукашенко и Меркель.
Как Минск задействует новые формы давления
В среду Минск на несколько дней приостановил транзит нефти в Польшу по нефтепроводу «Дружба». Согласно официальным объяснениям, это связано не с миграционным кризисом, а с ремонтом на одном из участков. «Со вчерашнего дня «Гомельтранснефть» начала внеплановый ремонт на одной из веток магистрального нефтепровода «Дружба», ограничив прокачку в направлении Адамовой Заставы (Польша) ориентировочно на трое суток, при этом плановое задание месяца не пересматривается», — заявил представитель «Транснефти» Игорь Демин.
На прошлой неделе Лукашенко предупреждал, что готов к жесткому ответу на возможные санкции Евросоюза, в том числе готов перекрыть газопровод Ямал — Европа, по которому природный газ идет из России в Польшу и Германию. Президент России Владимир Путин после этого заявил, что белорусский лидер с ним такие действия не обсуждал, и добавил, что отключение газа будет нарушением контракта. Польская сторона своим комментарием по ситуации развеяла политические опасения, пишет польская Gazeta Wyborcza. «Ежемесячный объем сырья должен быть реализован в соответствии с планом. Польская система передачи нефти полностью защищена и работает непрерывно», — написала пресс-секретарь польского оператора Катажина Красиньская.