Владимира Евтушенкова освободили из-под домашнего ареста
Евтушенков оказался на свободе так же внезапно, как и под домашним арестом. Такую меру пресечения суд назначил бизнесмену ровно три месяца назад – 16 сентября, когда ему предъявили обвинение в легализации денежных средств (ч.4. ст.174 УК РФ) при покупке в 2009 году акций «Башнефти» и других предприятий башкирского топливно-энергетического сектора у структур Урала Рахимова.
В среду в 18:43 МСК об освобождении бизнесмена сообщило агентство ТАСС со ссылкой на свои источники. Адвокат Евтушенкова Александр Гофтейшн и представитель Следственного комитета Владимир Маркин не смогли подтвердить РБК это сообщение. Об освобождении не знали даже родственники Евтушенкова, рассказал РБК крупный бизнесмен, знакомый с его семьей. Тем не менее акции «Системы» на Московской бирже подскочили на 9,98%.
Примерно через час второй защитник бизнесмена Владимир Козин официально подтвердил, что Евтушенков освобожден под обязательство о явке к следователю. Поздно вечером эту информацию подтвердил и Маркин.
Домашний арест отменен из-за изменения условий, при которых избиралась эта мера пресечения, заявил РБК Козин. Но никаких деталей не раскрыл, сославшись на тайну следствия. Следователь Алексей Весельев не стал отрицать, что принял такое решение об освобождении Евтушенкова, но от комментариев по этому поводу также отказался.
Изменившиеся условия - это возврат «Башнефти» в собственность государства и «ничего другого», утверждает источник РБК, близкий к расследованию дела Евтушенкова. По его данным, Евтушенков по-прежнему остается обвиняемым.
Козин утверждает, что теперь Евтушенков собирается вернуться на работу.
Под домашним арестом бизнесмену запрещалось покидать жилище без разрешения следователя, пользоваться средствами связи (телефоном, телеграфом, почтой и интернетом) и общаться с кем-либо, кроме родственников и сотрудников следствия.
Во время избрания меры пресечения (16 сентября) и ее продления (14 ноября) следствие ссылалось на стандартные основания, предусмотренные УПК: обвиняемый может скрыться, оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства или продолжит заниматься преступной деятельностью.
«Он все отдал, так что все логично, и уголовное дело со временем, скорее всего, закроют», – считает бизнесмен, хорошо знакомый с руководителем «Системы».
Уже после ареста Евтушенкова Генпрокуратура подала иск об изъятии у АФК 81,67% акций «Башнефти». В течение месяца суд удовлетворил это требование, а 9 декабря компания перешла под контроль государства.
У Евтушенкова и до решения об освобождении из-под домашнего ареста была большая степень свободы - в частности, он мог ездить в офис, напоминает знакомый бизнесмена. В прошлую субботу, 13 декабря, Евтушенков присутствовал на совете директоров «Системы», рассказывал РБК источник в АФК «Система». Но для поездок на работу и к врачу Евтушенков должен был получать разрешение у следователя.
В соответствии со ст. 110 УПК, мера пресечения отменяется, «когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую».
Обязательство о явке, согласно ст. 112 УПК, не является мерой пресечения. Оно состоит в письменном обязательстве своевременно являться по вызовам следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом.
В понедельник 15 декабря должно было состояться заседание Мосгорсуда, на котором планировалось рассмотреть жалобу на домашний арест Евтушенкова (он истекал 16 марта 2015 года). Но внезапно его адвокат Александр Гофштейн отозвал эту жалобу без объяснения причин.
За что преследовали Владимира Евтушенкова
15 июля 2014 года. АФК «Система» в разгар подготовки вторичного публичного размещения (SPO) «Башнефти» получила от реестродержателя уведомление о запрете на совершение сделок с акциями нефтяной компании, которыми (84,3%) владеет АФК и ее «дочка» «Система-Инвест». Запрет ввел Басманный суд Москвы в рамках расследования нарушений в ходе приватизации предприятий башкирского ТЭК. По делу проходит сын бывшего главы республики Муртазы Рахимова Урал Рахимов, чьи структуры участвовали в приватизации.
25 июля. АФК обжаловала арест.
27 августа. Мосгорсуд отклонил жалобы АФК, а следствие заявило о возбуждении 26 августа нового дела об отмывании денег в ходе продажи АФК акций предприятий башкирского ТЭК.
16 сентября. Основной акционер АФК Владимир Евтушенков был помещен под домашний арест по обвинению в организации отмывания денег, полученных от приватизации предприятий башкирского ТЭКа. По версии следствия, в 2005 и 2009 годах «Система» купила «Башнефть» якобы по заниженной цене.
24 сентября. Генпрокуратура приступила к проверке законности возбуждения уголовного дела, связанного с продажей акций «Башнефти».
26 сентября. Арбитражный суд Москвы арестовал акции «Башнефти» и запретил любые изменения в реестре акционеров нефтяной компании.
30 октября. Столичный арбитраж постановил изъять со счетов АФК и «Система-Инвест» 71,6% акций «Башнефти» и передать их государству.
14 ноября. Басманный суд продлил Евтушенкову домашний арест до 16 марта 2015 года.
12 декабря. Адвокат бизнесмена отозвал жалобу на продление срока домашнего ареста, рассмотрение которой намечалось на 15 декабря.
В таких делах в последнюю очередь руководствуются правовыми критериями, отмечает адвокат Вадим Клювгант. Он считает, что изначально не было необходимости в избрании такой меры пресечения, как домашний арест.
Акции «Башнефти» отошли государству еще на прошлой неделе, а отпустили бизнесмена только сейчас, добавляет Клювгант: «В таких делах работают аргументы, не связанные с правовой материей, а связанные с потусторонними явлениями и силами». Источник, близкий к одному из фигурантов дела «Башнефти», предполагает, что Евтушенков согласился отдать то, что у него просили, поэтому он оказался на свободе. Ранее источники РБК говорили, дело может не ограничиться «Башнефтью» и ей придется поделиться вторым своим ключевым активом – долей в МТС (на 51,46% принадлежит «Системе»). Источник в «Системе» утверждает, что никаких переговоров о продаже не ведется.
Акции «Системы» на Лондонской бирже выросли на 27,7%, капитализация увеличилась до $1,16 млрд.