Суд обязал Минюст исключить «Гуманитарное действие» из иноагентов
Санкт-Петербургский городской суд отменил решение о включении фонда «Гуманитарное действие» в реестр НКО-иноагентов. Об этом РБК сообщили в фонде «Общественный вердикт» (признан иноагентом), который представлял интересы организации, и подтвердили в пресс-службе судов Санкт-Петербурга.
В «Общественном вердикте» добавили, что это первый случай, когда суд обязал Минюст исключить организацию из реестра иноагентов. До этого министерство удаляло НКО из списка собственным решением: в связи с ликвидацией юрлица или потому, что организация долгое время не осуществляла никакой деятельности. Другой способ выйти из реестра — отказ от иностранного финансирования. Для этого организация может подать заявление в Минюст через год после последнего получения средств из-за рубежа, некоторым НКО удавалось это сделать.
«Гуманитарное действие» — первая организация, вышедшая из реестра иноагентов без отказа от иностранного финансирования», — сказал РБК директор по развитию фонда Алексей Лахов.
Мотивировочная часть решения пока не готова. «Резолютивная часть звучит так: суд удовлетворил нашу апелляционную жалобу, отменил решение суда первой инстанции, [признавшей включение НКО в реестр законным], признал незаконными выводы проверки организации, признал незаконным ее включение в реестр и обязал исключить ее из реестра», — сказал РБК Максим Крупский, адвокат, представлявший фонд в суде.
Согласно информации на сайте и в соцсетях фонда, он существует с 2001 года и оказывает медицинскую и психологическую помощь людям, употребляющим наркотики, проводит тестирование на ВИЧ и другие инфекции. «Гуманитарное действие» получает финансирование от Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (GFATM), французской ассоциации Sidaction, голландского AIDS Foundation, сообщил Лахов.
«Я полагаю, что суд, скорее всего, согласился с нашей позицией. Она в том, что организация осуществляла деятельность исключительно в области здравоохранения. А такая деятельность подпадает под исключение в соответствии с п. 6 ст. 2 закона «Об НКО», — пояснил адвокат Крупский. Согласно этой статье закона, под НКО-иноагентом подразумевается организация, участвующая в политической деятельности. Работа в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан к такой деятельности не относится.
При этом, по словам Крупского, Минюст «отказывался признавать это» и говорил, что «несколько комментариев разным СМИ — это политическая деятельность». Он сообщил, что апелляция рассматривалась в течение трех заседаний, каждое из них длилось несколько часов: «допрашивали специалистов, выясняли их мнения по поводу всех возможных обстоятельств».
Минюст включил «Гуманитарное действие» в реестр НКО-иноагентов в декабре 2020 года. Фонд добивался исключения из перечня более года, рассказал Крупский.
Лахов отметил, что до включения в реестр организация получила пять президентских грантов подряд, а после — четыре раза подряд не получила. «Мы не склонны связывать это полностью с тем, что мы были в реестре, но, возможно, какую-то роль это сыграло», — сказал он. Статус иноагента повлиял и на отношения фонда с другими НКО: некоторые из них отказались от сотрудничества с «Гуманитарным действием». Лахов отметил, что организацию при этом поддерживает комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, продолжая выдавать ей субсидии из бюджета на работу с наркозависимыми.
Закон об НКО-иноагентах был принят в 2012 году. Он требует от организаций, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа, регистрироваться в Минюсте в качестве иноагентов. В 2014 году был подписан закон о принудительном включении в реестр НКО-иноагентов. С октября 2021 года поводом для признания НКО иноагентом может стать получение денег или имущества и от российских юрлиц, бенефициарные владельцы которых — иностранцы или лица без гражданства.
Организации из списка обязаны предоставлять ведомству отчеты о своей деятельности, персональном составе руководства, документы о целях расходования денег. Иноагенты должны маркировать публикуемые материалы, в том числе в СМИ.