Экс-советник президента США предложил формулу урегулирования на Украине
Учесть интересы всех сторон возможно, однако все осложнит резко снизившийся уровень доверияКаким может быть сценарий выхода из конфликта на Украине
Дипломатическое урегулирование конфликта на Украине, которое учитывало бы интересы всех сторон, включая Россию, возможно, уверен Томас Грэм, заслуженный сотрудник Совета по международным отношениям, экс-директор по России в аппарате Совета национальной безопасности США в администрации президента Джорджа Буша-младшего.
Грэм сообщил РБК, что еще до начала военных действий на Украине вместе с коллегами предложил формулу, которая «могла бы удовлетворить требования в области безопасности как России, так и Украины, и стран НАТО, и США». Среди предложений были мораторий на расширение НАТО на продолжительный период, инициирование серии серьезных переговоров по урегулированию замороженных конфликтов в Европе и модернизация Хельсинкского соглашения 1975 года.
По словам Грэма, на достижение соглашения по этим вопросом могло уйти несколько лет. «В конце концов во время холодной войны в 1975 году СССР и Запад смогли договориться о создании Хельсинкских соглашений, на это ушло три года. Не понимаю, почему мы не могли бы повторить этот опыт сейчас», — добавил он, заметив, что после начала военной операции такие переговоры могут проводиться «гораздо жестче из-за разрушения доверия между западными столицами и Москвой».
«Но в конце концов нам все равно придется разработать систему европейской безопасности, участником которой Россия себя считает, и никто не говорит, что у России нет легитимных озабоченностей в сфере безопасности. И этим придется заниматься в определенное время. Есть некое понимание в некоторых кабинетах, что Россия видит расширение НАТО как проблему и как угрозу и этим придется заниматься», — сказал эксперт.
Говоря о том, как может выглядеть система международных отношений после завершения конфликта на Украине, Грэм отметил, что «международный либеральный порядок, который США поддерживали, не будет универсальным во многом из-за разных взглядов на то, каким должен быть мировой порядок». «Но это не значит, что нужно вступать в военные конфликты, нужно сосуществовать. Угроза ядерного оружия такова, что мирное сосуществование России и США — императив. Мы также должны признать, что конкуренция между крупными державами не является чем-то ненормальным, но нужно участвовать в ней ответственным способом, чтобы сокращать риск военной эскалации», — сказал он.
Что привело к конфликту на Украине
У нынешнего кризиса вокруг Украины нет подходящей исторический аналогии, считает Грэм. «Некоторые говорят о кубинском ракетном кризисе (Карибский кризис. — РБК), но я думаю, что это было событие совершенно другого типа — четко сконцентрированное на ядерных вопросах, способное привести к разрушительной ядерной войне. В этот раз тоже были определенные дискуссии о ядерной войне, но конфликт больше сфокусирован на том, что происходит на Украине и каковы российские цели на Украине. Я не думаю, что есть подходящие исторические аналогии, в том числе в 1930-х, для текущего кризиса», — сказал он РБК.
Эксперт выделил несколько причин, приведших к кризису на Украине. «Рамки дискуссии были неправильно обозначены с самого начала. Я убежден, что США и их партнерам по НАТО следовало положить на стол вопрос об архитектуре европейской безопасности, а не только вопросы о контроле над вооружениями и мерах транспарентности. Чтобы это сделать, необходимы конфиденциальные каналы, в создании которых мы не преуспели», — подчеркнул он.
Грэм напомнил, что Россия публично обнародовала свои требования о предоставлении ей гарантий безопасности меньше чем за двое суток после того, как те были переданы США (предложения были переданы американской стороне 15 февраля, а опубликованы 17 февраля. — РБК). Эксперт уверен, что поднятые Москвой вопросы о членстве Украины в НАТО и отводе вооружений альянса к границам 1997 года предпочтительнее было бы обсуждать приватно, по конфиденциальным каналам, потому что решение предполагает чувствительные компромиссы, на которые ни один участник переговоров не пошел бы публично.
Президент России Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров не раз указывали, что все доводы и озабоченности Москвы на протяжении многих лет игнорировались. Ситуацию вокруг Украины не удалось решить мирным путем, потому что этого не захотел Запад, сказал Лавров в эксклюзивном интервью телеканалу РБК.
Россия потребовала от стран Запада юридически закрепить отказ от расширения НАТО на восток и неприсоединение к блоку Украины и других республик бывшего СССР. Кроме того, власти страны требовали не размещать подконтрольные альянсу ударные вооружения у российских границ и отвести силы организации в Восточной Европе к позициям 1997 года. В случае отказа от удовлетворения требований по гарантиям безопасности они пригрозили НАТО «военно-техническими мерами».
Грэм убежден, что политическая ситуация на Западе была хаотичной: вывод войск США из Афганистана, уход из политики Ангелы Меркель и приход нового канцлера Олафа Шольца в Германии, президентские выборы во Франции (первый тур пройдет в апреле), а также ситуация в сфере энергетики в Европе. Это дало Москве основания считать, что наступил «момент, когда можно поднять определенные вопросы и, возможно, получить желаемый ответ, но ответ Запада был достаточно быстрым и жестким».
Как долго будут в силе санкции Запада в отношении России
Главными условиями ослабления санкций в отношении России, введенных странами Запада, Грэм считает установление режима прекращения огня на Украине и вывод российских войск. Санкции определенно останутся на какое-то время, продолжил эксперт. Но, по его словам, в западных столицах не ожидают, что ограничения окажут незамедлительное влияние. «Есть понимание, что это очень чувствительные вопросы для Москвы и что в Москве готовы пострадать, чтобы разобраться с тем, что считают угрозой со стороны Украины. Санкции нацелены на то, чтобы оказать влияние на Россию в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — пояснил эксперт.
Восстановление связей между Россией и странами Запада после окончания военного конфликта, по мнению Грэма, займет много времени. По его словам, начать восстанавливаться отношения могли бы в сфере культуры и спорта. Гораздо сложнее будет восстановить разорванные экономические и коммерческие отношения, а политическое доверие — еще сложнее.
«Тем не менее мы надеемся, что одним из первых шагов <...> станет начало нормальных дипломатических консультаций. В частности, очень важно восстановление диалога по стратегической стабильности между Россией и США, которые были бы сконцентрированы на выработке последующих соглашений и СНВ-3, истекающего через четыре года. Нам необходимы определенные соглашения, чтобы быть уверенными в том, что у нас есть основа для поддержания стратегической стабильности после 2026 года», — заключил эксперт.
Евросоюз, США, Великобритания и Канада, а также ряд других стран начали вводить новые санкции против России. Президент Владимир Путин сравнивал их с «объявлением войны». 15 марта Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против России. Он подразумевает запрет на продажу автомобилей и предметов роскоши российским юридическим и физическим лицам и «для использования в России». Кроме того, ЕС опубликовал новые санкционные списки, в которые попали российские компании («Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть» и др.). В то же время Брюссель не стал запрещать торговлю энергоносителями с этими компаниями.
Комментируя призывы ограничения прав России в ООН, Грэм назвал «невозможными» ее исключение из организации и лишение права вето в Совете Безопасности (СБ). «Нет, это невозможно. И я думаю, что на данный момент этого и не хотят <...>. Если мы планируем разрядку кризиса и достигнуть в долгосрочной перспективе соглашения по европейской безопасности, этот вопрос будет решаться путем диалога Москвы, Брюсселя и Вашингтона и других европейских столиц. В практическом смысле любая попытка исключить кого-то потребует действий от СБ ООН, и российское вето не даст этому произойти», — пояснил эксперт.