Россия и НАТО подвели отношения к «печальному финалу»
Что значит закрытие постпредства России в Брюсселе и структур альянса в МосквеЧем Россия ответила НАТО
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в понедельник, 18 октября, объявил об ответных мерах Москвы на принятое 6 октября решение НАТО сократить численность российского представительства при штаб-квартире альянса в Брюсселе до десяти человек. Россия решила:
- приостановить работу своего постоянного представительства России при НАТО, в том числе главного военного представителя;
- приостановить деятельность военной миссии связи НАТО в Москве (аккредитация ее сотрудников будет отозвана 1 ноября);
- прекратить деятельность информационного бюро НАТО в Москве, которое было учреждено при посольстве Бельгии.
Как говорится в заявлении российского МИДа, поддерживать экстренные контакты со штаб-квартирой альянса будет посол России в Бельгии (с 2016 года эту должность занимает Александр Токовинин). На усмотрение альянса один из послов стран — членов НАТО в Москве может выполнять аналогичные функции, указали в российском ведомстве.
Бывший постоянный представитель России при НАТО, ныне глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил РБК, что принятые решения означают «фактический разрыв отношений» и являются их «печальным финалом».
Отношения России с НАТО начались с окончанием холодной войны. В 1991 году Россия стала членом Совета североатлантического сотрудничества, в 1997 году на смену этому формату пришел Совет евроатлантического партнерства, напоминает альянс в своих материалах. Практическое взаимодействие началось в 1994 году, когда Россия вступила в программу «Партнерство ради мира», в конце 1990-х российские военнослужащие приняли участие в миротворческих миссиях альянса на Балканах.
В 1997 году в Основополагающем акте Россия — НАТО было зафиксировано, что Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников и вместе будут «строить прочный и всеобъемлющий мир в Евро-Атлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве». В 2002 году Владимир Путин подписал акт об учреждении Совета Россия — НАТО, что сделало Москву самым привилегированным партнером альянса из числа стран, не входящих в него.
Как было устроено взаимодействие с альянсом
До 2003 года контакты между Россией и НАТО осуществлял российский посол в Бельгии. Этот пост занимали многие известные российские дипломаты: так, бывший постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин был послом в Бельгии в 1994–1998 годах и тогда же представлял Москву при НАТО; его сменил нынешний сенатор Сергей Кисляк, который, отработав послом и представителем при НАТО, занял пост замминистра иностранных дел, а потом был отправлен послом в США.
Первым постпредом при НАТО, не совмещавшим эту должность с работой посла в Бельгии, стал в 2003 году директор Федеральной пограничной службы Константин Тоцкий. Его сменил в 2008 году нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. После его отъезда в декабре 2011 года в Москву замену искали почти год. Последний постпред — нынешний замминистра иностранных дел Александр Грушко — работал в Брюсселе с октября 2012 года по январь 2018-го. Затем должность оставалась вакантной.
Численность российского постпредства при НАТО до последнего сокращения колебалась на уровне двух десятков человек.
НАТО в Москве имело два рабочих подразделения — военную миссию связи НАТО и информационное бюро. Миссия связи была создана в 2002 году и, как и информбюро, функционировала под эгидой посольства Бельгии. Целью миссии связи декларировалось содействие расширению диалога Россия — НАТО путем обеспечения связи Военным комитетом НАТО в Брюсселе и Министерством обороны России, оказания помощи информбюро НАТО в Москве в разъяснении политики альянса российской общественности.
«Куда важнее прекращение военной миссии НАТО, чем прекращение работы информбюро. Ведь это означает, что прекращаются все контакты между российским Минобороны и альянсом, что скверно. Отныне прямой связи не будет, а будет опосредованная связь между посольством в Брюсселе и российским Минобороны. Военная миссия обеспечивала учения, через нее шла информация о том, кто и когда планирует их провести. Информбюро же улучшало представление о НАТО среди российских граждан — по крайней мере, должно было, они проводили пресс-туры, выпускали информационные бюллетени», — поясняет военный обозреватель Александр Гольц.
Как деградировали отношения
Отношения России с НАТО почти во все годы сотрудничества не были простыми. Одним из первых серьезных испытаний стал российско-грузинский конфликт в 2008 году, итогом которого стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Альянс тогда ответил приостановкой почти на год консультаций в Совете Россия — НАТО.
Постоянных раздражителей в отношениях было несколько. Один из главных — расширение альянса как фактическое — за счет балканских стран, так и предполагаемое — на Грузию и Украину, хотя план действий по предоставлению членства обеим странам до сих пор согласован не был.
Однако после 2014 года и присоединения Крыма к России, которое страны НАТО солидарно характеризуют как незаконную аннексию, отношения по гражданской и военной линиям были практически полностью заморожены, а альянс занялся обновлением военной инфраструктуры. В частности, были снова приостановлены заседания Совета Россия — НАТО. Они возобновились в 2016 году и были довольно регулярными до 2019 года.
Летом нынешнего года генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о возможности проведения очередного заседания совета, а в сентябре на открытой части встречи с Лавровым не предупреждал ни о каких новых осложнениях в отношениях. Однако 6 октября альянс заявил о сокращении российской миссии. При этом, по словам Столтенберга, это решение не было вызвано каким-то конкретным событием.
Что будет дальше
Решение Москвы приостановить работу постпредства при НАТО серьезно испортит отношения, продлит наступивший «ледниковый период», заявил министр иностранных дел Германии Хайко Маас в понедельник, находясь на саммите глав МИД ЕС в Люксембурге.
«То, что Россия прекращает работу военной миссии и информбюро НАТО в Москве, означает демонстративное проявление недоброжелательности», — уверен Гольц.
«Канал связи Россия — НАТО серьезного практического значения не имел. Важно отметить, что никуда не исчезает мощный канал для обсуждения военных вопросов. Это канал Герасимов — Милли (начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов и председатель Объединенного комитета начальника штабов США Майкл Милли. — РБК), который работает, позволил избежать нам катастрофы в период обострений в Сирии и вокруг Украины. Они регулярно встречаются, имеют телефонный канал связи, и, несмотря на враждебные российско-американские отношения, эти контакты вполне развиты», — считает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
В целом ситуация, по его мнению, по степени напряженности соответствует худшим периодам холодной войны. «Мы имеем высокий накал враждебной пропаганды и активную военную деятельность, но именно с точки зрения канала для диалога все не так плохо — у нас есть действующий канал связи с США и двусторонние каналы для диалога с отдельными европейскими странами», — резюмирует эксперт.
Принятое решение означает «возврат к прагматизму во внешней и военной политике, отказ от символических рудиментов, которые и раньше ничего не решали, а сейчас обременяют обе стороны», полагает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «НАТО — это политико-бюрократическая организация. Вопросы военной безопасности Россия обсуждает со странами на двусторонней основе, в ООН, ОБСЕ. Прекращение деятельности каких-то представительских органов никак не повлияет на безопасность. Тем более что НАТО не осуществляет оперативное управление группировками войск», — сказал эксперт РБК.