В Госдуме начали обсуждать смягчение закона об иностранных агентах
По просьбе экологов
Закон об НКО – иностранных агентах будет скорректирован: поправки в ближайшее время будут сформулированы либо комитетом палаты по общественным отношениям, либо одним из субъектов права законодательной инициативы, сказал на заседании комитета во вторник его председатель Ярослав Нилов (ЛДПР). Таким образом, законодатели отреагируют на итоги встречи президента с уполномоченной по правам человека Эллой Памфиловой, состоявшейся в понедельник.
Накануне президент Владимир Путин поддержал просьбу Памфиловой о корректировке закона, напомнил Нилов. Памфилова говорила об отсутствии в законе положения, необходимого для исключения НКО из реестра иностранных агентов.
Как сообщила РБК во вторник Памфилова, президент подписал резолюцию под ее письмом с предложением разработать процедуру выхода из реестра и поручил Минюсту подготовить поправки в закон.
Кроме того, сообщил РБК Нилов, в дальнейшей работе над законом будет использовано коллективное письмо руководителей экологических организаций, поступившее в его комитет. О конкретных поправках в закон об иностранных агентах Нилов говорить не стал, перечислив лишь основные претензии правозащитников к документу: расплывчатая формулировка понятия «политическая деятельность», скептическое отношение к понятию «иностранный агент» и невозможность добровольного выхода из реестра агентов в случае прекращения получения зарубежного финансирования и занятия политической деятельностью.
Речь о письме руководителей экологических организаций: Всемирного фонда дикой природы, Российской зеленой лиги, Центра охраны дикой природы и Социально-экологического союза, выяснил корреспондент РБК. В письме, адресованном Путину, содержится просьба обеспечить однозначное толкование понятий и терминов, содержащихся в законе об НКО – иностранных агентах, а также скорректировать понятие «политическая деятельность», один из двух признаков НКО – иностранных агентов. Из этого понятия должна быть исключена деятельность, направленная на защиту конституционных прав граждан, закрепленных в российском законодательстве, считают авторы письма. Нынешняя формулировка закона позволяет Минюсту применять его к любым НКО, в том числе экологическим, хотя защита растительного и животного мира не должна признаваться политической по закону.
Послание экологов в сентябре поступило в управление президента по работе с обращениями граждан и было направлено в Минприроды, а затем в комитет Госдумы по общественным отношениям – с просьбой сообщить о позиции комитета заявителю (копии писем есть у РБК).
Как сообщил РБК один из авторов письма, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц, содержательного ответа от ведомств он пока не получал. "Две недели назад нам ответили из аппарата правительства, что направили наше письмо в Минприроды, но мы возразили, что закон об НКО входит в компетенцию Минюста и попросили направить письмо туда. Нам ответили, что перенаправили, но из Минюста мы пока не получили ответ", - рассказал Шварц.
Во время обсуждения законопроекта об НКО-агентах в Госдуме представителю Минюста говорили об отсутствии в документе положения, позволяющего исключать НКО из реестра агентов, но реакции со стороны министерства тогда не последовало, напомнил РБК собеседник в комитете по общественным отношениям. Было бы правильнее, чтобы поправки к закону и исходили от Минюста, считает собеседник. Информации о подготовке поправок к закону Минюстом в комитете по общественным отношениям нет, сказал РБК Нилов.
Агенты поневоле
Сейчас НКО, принудительно внесенные Минюстом в реестр иностранных агентов, оспаривают это решение. «Солдатские матери Санкт-Петербурга» обратились в суд и в сам Минюст. Также в ведомство направил просьбу об исключении из реестра Костромской центр поддержки общественных инициатив. В конце октября в Минюст обратилась и ассоциация «Голос».
Летом этого года на Едином портале правовой информации были опубликованы разработки Минюста по процедуре выхода НКО из реестра иностранных агентов. Они предлагали позволить НКО подавать заявления на исключение из реестра, если в течение года они не получали иностранного финансирования и не осуществляли политическую деятельность.
Впрочем, в нынешнем варианте разработанных Минюстом поправок в закон об НКО-агентах положений об исключении из реестра нет, говорится в ответе министерств на запрос РБК.
Наличие процедуры исключения из реестра не придаст самому закону большую конституционность, считает председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Даже если поправки будут приняты, процедура, уверен, будет настолько усложнена, что фактически работать не будет. Уже сейчас большинство насильно включенных в реестр НКО предпочитают самоликвидироваться. Никто на щедрость президента не рассчитывает», – сетует Чиков.
У президентского Совета по правам человека общая позиция с Памфиловой, отметил в разговоре с РБК его председатель Михаил Федотов. «Хорошо, что ей удалось добиться разработки процедуры исключения из реестра, но совет ставит вопрос шире: нужна полная реформа закона об НКО, чтобы он соответствовал Гражданскому кодексу», - говорит Федотов. По его словам, в нынешнем виде закон об НКО содержит настолько размытые определения, что при желании любую организацию можно определить как иностранного агента.