Финансовая оппозиция: кто в Госдуме голосует против бюджета
Нынешняя парламентская конфигурация, при которой в Госдуме представлены лишь четыре фракции — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», — сформировалась по итогам выборов 2007 года. Избирательная кампания, прошедшая осенью 2016 года, к которой впервые за долгое время были допущены независимые кандидаты, практически не нарушила этого равновесия: из 450 мест в нижней палате российского парламента лишь два не принадлежат представителям указанных фракций.
Все эти годы коммунисты, эсэры и либерал-демократы, позиционирующие себя в качестве системной оппозиции «Единой России», часто выступают с критикой важных законодательных инициатив, традиционным объектом для наиболее жесткой публичной риторики выступает проект федерального бюджета.
На деле разные фракции в разные годы занимали разную позицию при голосовании по проекту бюджета, однако ни разу за все время нахождения «Единой России» у власти не возникло проблем с прохождением его через нижнюю палату парламента.
V созыв Госдумы (2007–2011)
На выборах 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство, получив 315 мест в Госдуме. На следующие четыре года голоса оппозиционных парламентариев практически перестали иметь значение при принятии любых законопроектов, в том числе при голосованиях по бюджету.
2008
В первый раз пятый состав Госдумы голосовал за проект бюджета в 2008 году. Он обсуждался на фоне разгоравшегося по всему миру экономического кризиса: нефть резко дешевела, в связи с чем правительство приняло меры по поддержке промышленного и финансового секторов. «Единая Россия» могла спокойно провести бюджет в одиночку, но в поддержку законопроекта также единогласно выступила фракция ЛДПР: 38 проголосовавших «за» при двух не участвовавших в голосовании. Коммунисты и эсэры дружно проголосовали «против».
«Непонятно, почему снова продолжается то же формирование бюджета, когда в профицит закладывается почти 2 трлн руб., когда снова на общегосударственные расходы почти триллион закладывается, что в два с половиной раза больше, чем на экономику. Мы видим, с каким большим трудом сегодня пробиваются какие-то 10 млрд руб. для восстановления нашего порушенного сельского хозяйства, какой затрачивается на это энергетический ресурс и как триллионы рублей уходят снова на спасение банков, на данную сферу услуг» (стенограмма заседания Госдумы).
2009
Единственный случай солидарного голосования думской оппозицией против проекта бюджета произошел в конце ноября 2009 года. Из 135 ее представителей лишь трое эсэров не приняли участие в голосовании, все остальные представители трех фракций проголосовали «против». Впрочем, ресурсов у «Единой России» было достаточно: 313 голосов «за», и в результате проект бюджета отправился в Совет Федерации.
«Что вы даете тем, кто работает? Вы им отдаете деньги, не заработанные нашей страной, деньги, полученные от продажи природных ресурсов. Почему вы даете пенсионерам, когда во всех странах мира со здоровой экономикой ставку делают на среднее поколение — на сорокалетнего мужчину, образованного, который работает, содержит семью, развивает свою страну?! А вы говорите: пошел вон, мы старичков поддержим» (стенограмма заседания Госдумы).
2010
Год спустя оппозиция в Думе была почти столь же солидарной — опять ни одного голоса в поддержку проекта при всего одном воздержавшемся. Разница состояла лишь в том, что фракция ЛДПР на этот раз в полном составе (40 депутатов) проигнорировала голосование. «Единая Россия» поддержала бюджет 314 голосами «за» при одном отсутствовавшем, и этого снова было более чем достаточно для принятия законопроекта.
«Мы голосуем против раскручивания пирамиды государственного долга и лавинообразного роста расходов на его обслуживание. Мы голосуем против нового этапа обвальной приватизации инфраструктурных и оборонных объектов. Мы голосуем против того, чтобы осуществлять заимствования и разбазаривать государственную собственность, в то время как собственные средства в форме Фонда национального благосостояния и Резервного фонда вкладываются в чужие экономики» (стенограмма заседания Госдумы).
2011
Бюджет 2011 года принимался за две недели до новых думских выборов, результаты которых вызвали волну протестов в крупных российских городах. Новый проект бюджета получил наименьшую поддержку за время голосования пятого состава Госдумы: он был принят 300 голосами. В их числе оказались 298 единороссов и двое представителей «Справедливой России»: Елена Мизулина (позднее она сказала, что проголосовала по ошибке) и Эльмира Глубоковская. Остальные эсэры и коммунисты в полном составе были против, а фракция ЛДПР снова проигнорировала голосование.
«Уважаемый Олег Викторович (Морозов, вице-спикер Госдумы. — РБК), уважаемые депутаты! По вопросу 7 я голосовала против, произошла ошибка» (стенограмма заседания Госдумы).
VI созыв Госдумы (2011–2016)
В новом составе нижней палаты парламента «Единая Россия» потеряла сразу почти 80 мест, едва набрав простое большинство голосов. Однако даже такой результат позволял партии власти принимать законопроект только своими голосами. Таким образом, укрепление коммунистов (92 голоса) и «Справедливой России» (64) не могло решающим образом повлиять на исход голосования.
2012
Первое голосование по бюджету шестого состава Госдумы почти повторило результаты прошлогоднего: 299 голосов «за». Только на этот раз этот результат был получен за счет голосов не одной фракции, а сразу двух — к «Единой России» в полном составе присоединились либерал-демократы (56 голосов). Более того, за проект проголосовали восемь эсэров. Все остальные их представители, за исключением одного не участвовавшего в голосовании, выступили против. Коммунисты были более дисциплинированны: все 92 депутата были против.
«Ну и самое главное: бюджет сейчас будет принят, коллеги, и ничего в этом страшного нет — лучше такой бюджет, чем по одной двенадцатой финансировать. Но мы должны понимать: бюджет — это ответственность правительства, принимая этот бюджет, правительство расписывается за конечный результат в течение финансового года. Я думаю, что результат будет не очень удачным, но это вопрос следующего обсуждения» (стенограмма заседания Госдумы).
2013
Спустя год проект бюджета получил наименьшую поддержку в последние годы: всего 248 депутатов проголосовали «за». К единороссам присоединились десять представителей «Справедливой России». Фракция КПРФ снова единогласно была против, а вот представители ЛДПР в отличие от прошлого года в полном составе проигнорировали голосование.
«Бюджет — это и диагноз, и инструмент одновременно. Если с симптомами экономики все понятно, то вот как инструмент данный документ нас, к сожалению, не устраивает — те пилюли, которые правительство прописывает, к сожалению, больного на ноги не поставят. Все те же нефтегазовые доходы, которые в 2013 году даже выросли с 46 до 50%, а вопрос диверсификации... достаточно посмотреть программу развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности: если убрать поддержку автопрома, то там остается только ликвидация химического оружия — вот вам поддержка конкуренции» (стенограмма заседания Госдумы).
2014
Фракция ЛДПР в третий раз за три года изменила свою позицию при голосовании — на этот раз она снова оказала единогласную поддержку законопроекту. Традиционно уже документ поддержала часть фракции эсэров (на этот раз шесть человек), и совершенно неожиданно впервые за долгие годы с содержанием проекта бюджета согласились сразу четверо коммунистов. В сумме это дало 301 голос «за» и 143 «против».
«Бюджет не стимулирует в полной мере развитие отечественной экономики, занятость населения, не способствует политике импортозамещения в условиях экономических санкций даже в производстве продуктов питания» (стенограмма заседания Госдумы).
2015
В декабре 2015 года рассмотрением бюджета в последний раз занимался шестой состав Госдумы. Проект документа получил практически ту же поддержку, что имел годом ранее: «Единая Россия» и ЛДПР единогласно проголосовали «за», к ним прибавились четыре депутата из «Справедливой России». Коммунисты на этот раз осечек не допустили: все их 92 голоса были отданы против принятия законопроекта.
«Мы последние два года бюджет называли бюджетом выживания: когда мы всего 5% бюджета тратили на инвестиции в регионах, то фактически мы, конечно, пытались как-то выжить. А если говорить об этом бюджете, то я его назвал бы, знаете, немножко даже весело — бюджетом ожидания: когда люди доходят до определенной черты, они уже начинают веселиться и гулять — вот и мы так же. Чего же мы ждем? А мы ждем, когда нефть опять будет стоить $100 за баррель» (стенограмма заседания Госдумы).
Как оппозиция голосовала за бюджет с 2008 года
- Всего лишь два раза — в 2009 и 2010 годах — ни один оппозиционный депутат не поддержал проект бюджета.
- За восемь последних голосований фракция ЛДПР четыре раза поддерживала проект бюджета, трижды отказывалась голосовать и всего один раз выступила против.
- За восемь лет лишь один раз у КПРФ не получилось проголосовать единогласно: в 2014 году четыре коммуниста проголосовали за проект бюджета. Все остальное время фракция единогласно выступала против.
- Всего один раз удалось проголосовать единогласно эсэрам: в 2009 году все принявшие участие в голосовании были против проекта бюджета.
- ЛДПР — единственная фракция, игнорировавшая голосование по бюджету в полном составе.
- Самая дисциплинированная фракция в Госдуме — КПРФ. Она не смогла проголосовать в полном составе всего дважды: в 2011 году в голосовании не участвовали девять ее представителей, в 2014 году — еще один.
- За вычетом отказавшихся от голосования воздержавшихся каждый пятый голос парламентских оппозиционеров за последние восемь лет был отдан за поддержку проекта бюджета.