Кремль не будет изучать бизнес сыновей генпрокурора Чайки
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков снова ответил на вопрос журналистов о том, возможна ли проверка деятельности генпрокурора Юрия Чайки, чьи сыновья стали героями расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. На этот раз журналисты попросили пояснить заявление Владимира Путина на эту тему, которое тот сделал накануне на большой ежегодной пресс-конференции. В частности, Путин напомнил, что проверкой чиновников на возможные коррупциогенные связи занимается контрольное управление президента.
«Необходимые проверочные действия предпринимаются в отношении всех, кто подает по закону декларации. Сейчас это практически абсолютно все, включая сотрудников и руководство администрации президента и генпрокурора», — сказал Песков (цитаты по «Интерфаксу»).
«Естественно, этот механизм не занимается контролем свободных предпринимателей. Если вы спрашиваете меня, будет ли этот механизм контролировать бизнес детей Чайки — совершеннолетних, самостоятельных предпринимателей, — ответ однозначный «нет», — добавил Песков, имея в виду сыновей генпрокурора.
По словам Пескова, контрольное управление президента должно следить за публикациями СМИ о возможных фактах коррупции.
Накануне журналист екатеринбургского издания Znak.com Екатерина Винокурова в ходе большой пресс-конференции задала президенту Владимиру Путину вопрос о сыновьях генпрокурора. «Если говорить о генпрокуратуре, это очень важная инстанция. Нужно понять, они — дети генпрокурора — нарушили закон или нет. Есть в работе генерального прокурора элемент, связанный с конфликтом интересов? Он как-то содействовал, помогал своим детям? Но для этого есть контрольное управление президента — мне не хотелось просто об этом говорить. Но это не значит, что мы этим не занимаемся. Надо внимательнее посмотреть, в том числе очистить сведения, появляющиеся в интернете», — ответил Путин.
В ночь перед пресс-конференцией «Россия 24» опубликовало интервью с пресс-секретарем главы государства. В нем Песков заявил, что согласен с заказным характером расследования ФБК. «Я соглашусь с тем, что, скорее всего, безусловно, это заказ», — сказал представитель Кремля.
Пресс-секретарь еще раз подчеркнул, что информация в расследовании ФБК не новая. «Вот этот материал, который был кем-то подготовлен, мы видели его еще летом, и тогда за авторов этого материала выдавали себя совсем другие люди. Я уж не знаю, кто там действительно автор, но бог с ними», — сказал он. Песков отметил, что в расследовании ФБК не идет речи о генпрокуроре. «Там идет речь о предпринимателях. Если это его совершеннолетние дети, то опять же это совершеннолетние дети и они не представляют для нас никакого интереса», — подчеркнул он.
Расследование ФБК было опубликовано 1 декабря. Оно посвящено бизнесу обоих сыновей генпрокурора, Артема и Игоря Чаек. Его авторы усомнились, что он был построен на законных условиях.
ФБК утверждает, что старшему сыну генпрокурора, Артему Чайке, в Греции принадлежат пятизвездочная гостиница Pomegranatе и вилла, в Швейцарии — элитная недвижимость. При этом, как утверждают в фонде, бизнес Артема Чайки начался с того, что он участвовал в рейдерском захвате Верхнеленского пароходства в Иркутской области.
Кроме того, по данным авторов расследования, партнером Артема Чайки по бизнесу является бывшая жена замгенпрокурора Геннадия Лопатина, Ольга Лопатина. По данным ФБК, она ведет бизнес совместно с женами главных фигурантов дела об убийствах в станице Кущевская — Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза. В расследовании говорится, что вместе они владеют предприятием «Сахар Кубани». Сама Лопатина через представителя Генпрокуратуры опровергла РБК свою связь с родственниками членов «банды Цапков».
Генпрокурор назвал расследование фонда Навального «заказом, выполненным явно не на деньги исполнителей». «Изложенные сведения носят заведомо лживый характер и не имеют под собой никакой почвы», — сказал Юрий Чайка. После этого ФБК подал иск к генпрокурору о защите деловой репутации, а сам Навальный в своем блоге заявил, что съемка фильма-расследования обошлась в 250 тыс. руб.
Позже Чайка направил письмо газете «Коммерсантъ», в котором назвал заказчиком расследования главу инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера. Он заявил, что Браудер, который в России заочно приговорен к девяти годам колонии, «предпринимает все возможные меры по нейтрализации возникающих угроз». «Средства и способы достижения данной цели для него привычные — угрозы, шантаж, дискредитация лиц, проводящих расследование», — подчеркнул Чайка. Он считает, что Браудер хотел дискредитировать прокуратуру и вывести из строя инициатора расследования своей деятельности.
Сам глава Hermitage Capital в ответ на это заявил, что не имеет отношения к расследованию, финансированию и производству фильма о Чайке, хотя и впечатлен им. По его словам, «семистраничный параноидальный рассказ Чайки о том, что я агент ЦРУ, осуществлявший спецоперацию по разрушению России, выглядит как невразумительный ответ человека, попавшегося с поличным и тщетно пытающегося найти путь к отступлению».