Выход для Савченко: как Украина предлагает вернуть осужденную на родину
Министерство юстиции Украины в течение двух дней подаст российской стороне документы на передачу Киеву Надежды Савченко, сообщил во вторник министр юстиции Украины Павел Петренко. Украинский Минюст получил заявление Савченко, в котором она просит запустить механизм ее возвращения на Украину в соответствии с конвенцией по передаче осужденных лиц от 1983 года, оперативно обработал его и считает, что Савченко должна как можно быстрее вернуться на территорию Украины, сказал министр Петренко. Надежда Савченко 22 марта была приговорена судом к 22 годам колонии по делу об убийстве российских журналистов в Донбассе. Приговор вступил в силу, поскольку его не стали обжаловать.
Президенты вмешались
Днем во вторник президент Украины Петр Порошенко рассказал, что, по его мнению, он с президентом России Владимиром Путиным достиг понимания алгоритма передачи Савченко. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков это заявление не комментировал. Порошенко деталей не раскрывал.
Разговор Путина и Порошенко произошел по просьбе украинской стороны в понедельник. Затрагивалась судьба Савченко, а также россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова, сообщила пресс-служба Кремля. Президенты договорились, что Савченко посетит консул Украины. Пресс-служба Порошенко также сообщила, что президент Украины ставил вопрос о посещении Савченко украинскими или немецкими врачами.
Уже во вторник, на следующий день после разговора президентов, Савченко посетил генконсул Украины в Ростове-на-Дону Виталий Москаленко. Во время его посещения президент Порошенко позвонил Савченко, она смогла поговорить с матерью и сестрой. Это первый за два года разговор Савченко с президентом, отметила депутат Ирина Геращенко.
После этого разговора Савченко приняла решение прекратить голодовку.
«Это кредит доверия, который она выдала политикам», — сказал РБК один из адвокатов Савченко Николай Полозов. По его словам, с допуском консула раньше были сложности, но во вторник они разрешились. По его словам, осужденная находится в стабильном состоянии здоровья, ей делают ежедневные внутривенные вливания, есть проблемы с почками, отечность, но в целом состояние здоровья стабилизировалось. Он указывает на то, что ей необходимо провести независимое врачебное обследование, но пока нет понимания того, когда и какие врачи ее смогут посетить.
Условия передачи
Министр Петренко обратил внимание на то, что передача людей по конвенции 1983 года требует соблюдения процедурных моментов.
Вопросы выдачи осужденных решаются на основании Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 года и УПК России, разъяснил в ответ на соответствующий запрос РБК российский Минюст. Россия и Украина должны обменяться пакетом документов, которые в том числе предусматривают, что решение российского суда будет признано Киевом, а приговор исполнен.
Если стороны решают, что препятствий для выдачи нет, материалы передаются в суд, который и выносит решение. Если Украина объявит о намерении освободить осужденных, то в соответствии с УПК это станет основанием для отказа в выдаче (ст.471 УПК). Однако по конвенции каждая сторона может объявить помилование, амнистию или уменьшить меру наказания в соответствии с действующей Конституцией или другими правовыми актами.
Учитывая слова Петренко, передача Савченко по конвенции становится основным механизмом, который будет задействован, для того чтобы Савченко вернулась на Украину, говорит ее адвокат Полозов. Однако команда защитников не отказывается и от других и рассматривает возможность ее помилования президентом России.
Савченко не раз говорила, что не будет просить о помиловании. Однако другой ее адвокат — Марк Фейгин напоминает, что в российском законодательстве можно подать такое прошение, не признавая вины.
Полозов полагает, что российские ведомства за месяц должны рассмотреть запрос о передаче, но могут запросить дополнительное время. В конвенции сроки рассмотрения запроса не указаны.
Та же схема для других
По словам президента Порошенко, решению по Савченко способствует вынесение приговора россиянам Александру Александрову и Евгению Ерофееву. Они были признаны 18 апреля виновными по обвинениям в ведении агрессивной войны и террористической деятельности и приговорены к 14 годам колонии. На Украине их осудили как действующих российских военных, хотя защита предоставила данные о том, что они уволились с военной службы и поступили в Луганскую народную милицию в ЛНР. Оба отказались обжаловать приговор. По украинским законам приговор вступает в силу через 30 дней после вынесения.
Полозов не видит необходимости затягивать решение вопроса по Савченко и синхронизировать его с ответными действиями Киева.
До того как отправить запрос по передаче Савченко, украинский Минюст направил запрос на передачу четырех ранее осужденных в России, чьи приговоры уже вступили в силу. 8 апреля стало известно, что российский Минюст поручил Федеральной службе исполнения наказаний подготовить документы для решения вопроса о передаче Украине четырех осужденных, а 12 апреля российский Минюст сообщил, что направил в украинское ведомство запрос на передачу шестерых осужденных россиян.
Украина просит передать Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко. Трое из фигурантов возможной передачи были осуждены по так называемому делу о крымских террористах: режиссер Олег Сенцов был приговорен к 20 годам строгого режима и этапирован в Якутию, активисты Александр Кольченко и Геннадий Афанасьев получили по десять и семь лет тюремного заключения соответственно. Солошенко — бывший директор украинского оборонного завода «Знамя» — был осужден в прошлом году за шпионаж в пользу Украины и приговорен Мосгорсудом к шести годам колонии строгого режима.
Пример из прошлого
По действующему УПК переданные России осужденные должны остаток наказания провести в российской колонии, но на практике так происходит далеко не всегда. Например, в июне 2004 года в Катаре были осуждены Анатолий Белашков и Василий Богачев. Их признали виновными в убийстве лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева и приговорили к пожизненному заключению. В декабре между Россией и Катаром была достигнута договоренность о выдаче осужденных: они были переданы Москве «для отбытия наказания». В Федеральной службе исполнения наказаний позднее заявили, что не знают, где находятся предполагаемые преступники.