В ЕС одобрили конфискацию «необъяснимого» преступного богатства
Евросоюз утвердил директиву, согласно которой государства-члены должны разрешить конфискацию «необъяснимого богатства», полученного преступным путем. Документ размещен в законодательной базе Евросовета и Совета ЕС.
«При определении, следует ли конфисковать имущество, национальные суды должны учитывать все соответствующие обстоятельства дела, включая имеющиеся доказательства и конкретные факты, например то, что стоимость имущества существенно непропорциональна законному доходу лица», — сказано в документе.
Директива — один из видов законодательства ЕС. В отличие от постановления она не имеет прямого действия, лишь обязывает страны-члены внести коррективы в свои национальные законодательства.
Среди других факторов, которые могут говорить в пользу конфискации, названо отсутствие доказательств законности приобретения собственности и связь лица с преступной организацией. При этом доказательство отдельных преступлений не может быть «предварительным условием для конфискации необъяснимого богатства», должно быть подтверждено, что такое имущество или средства получены в результате преступлений.
В числе нарушений, при совершении которых может быть изучен вопрос конфискации, названы любые деяния, совершенные в преступной организации и способные «принести существенную экономическую выгоду».
«Настоящая директива не мешает государствам — членам ЕС принимать меры, позволяющие конфисковывать необъяснимое богатство в связи с другими преступлениями или обстоятельствами», — также сказано в документе. При этом она не применяется к разбирательствам в рамках гражданского права и касается только уголовных преступлений.
Ранее в Еврокомиссии, говоря о подготовке директивы, отмечали, что в список преступлений, за которые будет грозить конфискация, войдут незаконный оборот оружия, мошенничество, незаконный оборот культурных ценностей, в том числе в обход санкций. Документ, отметили в ЕК, позволит исключить сохранение в руках преступников и инвестирование незаконно полученных средств. Правоохранительные органы при этом наделят полномочиями по срочному отслеживанию и быстрому замораживанию подобных активов, чтобы не допустить их «исчезновения».