Призрак дорожной карты: о чем могут договориться Путин и Порошенко в Минске
Кто поедет
Первая встреча Путина и Порошенко состоялась в начале июня в Нормандии и длилась 15 минут, сейчас переговоры обещают быть содержательнее. Встреча высокого уровня пройдет в формате Украина — Европейский Союз — Таможенный союз, сообщила пресс-служба Порошенко после его телефонного разговора с председателем Еврокомиссии Жозе Баррозу. В ней примут участие и президенты Белоруссии Александр Лукашенко и Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Как утверждает украинская сторона, переговоры затронут вопросы выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, энергетической безопасности. Со стороны Евросоюза во встрече примут участие верховный представитель ЕС по иностранным делам Катрин Эштон, еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт и зампредседателя Еврокомиссии Гюнтер Эттингер. В переговорах, возможно, примет участие министр энергетики России Александр Новак, сказал РБК его представитель. В графике министра экономического развития Алексея Улюкаева поездки в Минск пока нет, говорит его представитель.
О Донбассе договориться сложно
Будет обсуждаться и «катастрофическая гуманитарная ситуация на востоке Украины», заявил во вторник пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков (цитата по ИТАР-ТАСС). Он сообщил, что у Путина планируются несколько двусторонних встреч, но не сказал, с кем именно.
Намечается «дорожная карта, которая может вывести в завершение войны и переход к миру», написал в Facebook по итогам переговоров Порошенко и Баррозу заместитель главы администрации президента Валерий Чалый. Что может лечь в основу этой «дорожной карты», стороны не уточняют.
На встрече Путина с Порошенко могут обсуждаться вопросы гуманитарного характера и прекращения огня на Донбассе, говорит председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий. Говорить о том, будет ли тема военного конфликта определяющей, пока рано, уверен финский политолог Аркадий Мошес. Он не исключает, что речь пойдет в первую очередь о торгово-экономических вопросах в соответствии с заявленным форматом.
Переговорная позиция Украины будет усилена успехами украинской армии на Донбассе, уверен член международного комитета Верховной рады Украины Владимир Арьев. «За неделю ситуация может переменится очень серьезно, и в зависимости от того, какая сторона, властей или ополчения, будет обладать преимуществом, будет зависеть характер переговоров», — говорит Мошес. Однако уже сейчас Мошес отмечает «колоссальный сигнал поддержки», который послал Киеву Берлин, — 23 августа с рабочим визитом украинскую столицу должна посетить канцлер Ангела Меркель.
Предметом переговоров на саммите в Минске должен стать наиболее эффективный способ давления на воюющие стороны с целью прекращения огня, для этого участникам встречи стоит избегать жестких предварительных условий о статусе Донецкой и Луганской республик, говорит руководитель близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его словам, сначала нужно найти военное решение — прекратить огонь, отвести боевые части от городов, обеспечить безопасность мирных граждан и, возможно, содействовать возвращению беженцев. Только после этого можно будет обсуждать все остальные темы, включая вопрос о субъектности провозглашенных республик, добавил собеседник РБК.
Возврат к Женеве
Фактически Москва говорит о возврате к договоренностям, заключенным в Женеве 17 апреля руководителями внешнеполитических ведомств Украины, РФ, США и Евросоюза. Лавров в понедельник на пресс-конференции в Берлине сказал журналистам, что на встрече министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины 17 августа никто не возражал против подтверждения женевского заявления. Россия призывает немедленно начать конституционные реформы, включая широкий общенациональный диалог с участием всех регионов и всех политических сил Украины.
Женевские соглашения устарели, уверен доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. Они были заключены в апреле и касались разоружения незаконных вооруженных формирований и освобождения захваченных административных зданий, которые контролировались противниками Киева. Сейчас же обе стороны понесли столь серьезные жертвы, что возвращение к женевскому формату невозможно, подтверждает Мошес.
Нет перспектив и у федерализации Украины, на чем имплицитно настаивает Москва. Российские власти считают инициированную Порошенко после прихода к власти децентрализацию нарушением женевских соглашений: они предполагали общенациональный диалог по конституционной реформе, а в итоге полномочия, которые предложено было передать регионам, не давали востоку страны автономии, не был зафиксирован и статус русского языка как регионального. «Никакой дискуссии не было», — посетовал в начале июля Лавров.
По мнению депутата Рады Арьева, требования федерализации, ранее звучавшие со стороны России, не будут приняты украинскими властью и обществом. Невозможна и интеграция сепаратистов в украинскую политику, заявил он РБК. «Украина находится сейчас в гораздо лучшем состоянии, чем в апреле, с точки зрения функционирования административного и военного механизмов», — объясняет Мошес прекращение разговоров о децентрализации и федерализации.
Встречу в Минске Суздальцев заранее считает бесполезной. «Ее главным организатором был [президент Белоруссии Александр] Лукашенко, который таким образом хочет выйти из международной изоляции и заслужить лавры миротворца», — говорит эксперт. Он уверен, что переговоры без приглашения главного союзника Порошенко, президента США Барака Обамы, обречены на провал. Россия же на них лишь в очередной раз продемонстрирует, что готова к диалогу, считает он. Мошес уверен, что позиции Киева и ЕС будут согласованы с Вашингтоном, но тоже не исключает формального характера встречи: «Произойдет первое фактическое общение Путина и Порошенко, что станет маленьким шажком навстречу признания Москвой украинского президента».
Александр Артемьев, Полина Химшиашвили при участии Степана Опалева, Тимофея Дзядко и Дмитрия Коптюбенко