СМИ предрекли раскол в лагере победителей после референдума в Шотландии
Как отмечает The Guardian, кампания противников независимости «Лучше вместе» определенно одержала победу, поскольку сторонники единства имели перевес даже в тех округах, где социологи до референдума отдавали победу сецессионистам. Вместе с тем издание прогнозирует раскол в лагере победителей.
С одной стороны, консерваторы в парламенте попытаются заблокировать расширение автономии Шотландии, которое обещало правительство в случае поражения сепаратистов; с другой – премьер-министр Дэвид Кэмерон вынужден будет «продавливать» эти реформы, чтобы «зацементировать статус-кво после победы юнионистов». В первую очередь, автономизация означает большие права в налоговой и социальной политике, переданные Эдинбургу.
О дальнейшей деволюции (передача шотландцам части полномочий Лондона) пишет и Financial Times: «Мечта шотландского премьера Алекса Сэлмонда о независимости проиграла этой ночью. Теперь слово за Кэмероном, который обещал скоттам передать часть власти их руководству». По мнению FT, неизбежная теперь автономизация Шотландии приведет к полному пересмотру конституционного строя Великобритании: парламентарии получат больше власти в своих округах, а контроль денежных потоков перейдет от Вестминстера к крупным городам на местах.
Издание отмечает, что британский фунт стерлингов растет, несмотря на заявления экспертов о грядущем обвале курса из-за политической неопределенности. По отношению к доллару США фунт поднялся за ночь на 0,7% и стоит сейчас $1,652. На те же 0,7% растут фьючерсы на британский индекс FTSE 100.
Сэлмонд фактически провалил свой план по привлечению на избирательные участки рабочих из промышленных центров, которые могли поддержать независимость. Явка в большинстве областей Шотландии составила 80–90%, но в том же Глазго – лишь 75%.
Так или иначе, шотландский референдум побил предыдущий рекорд явки в Великобритании, пишет Daily Record. На парламентских выборах в 1950 году проголосовали 83,9% британцев, теперь же явка составила около 86%. В местечке Кнойдарт в горах на северо-западе Шотландии проголосовали все 98 зарегистрированных избирателей.
Беспрецедентно высокая явка стала следствием взрыва политизации общества, поэтому утром в пятницу половина шотландцев будут крайне разочарованы, пишет американская The Washington Post. Поражение сторонников независимости может заставить их «забыть о своей мечте на одно или несколько поколений».
Ранее шотландский лидер Сэлмонд предупреждал, что не станет готовить новый референдум, если победу одержат сторонники единства. «Несмотря на то, что пропагандисты независимости в ходе кампании были более заметны и лучше организованы, победу вырвало «молчаливое большинство» простых шотландцев», – пишет издание.
«Национализм как прогрессивная сила» – так озаглавила свою статью немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung. Колумнист газеты Клаус-Дитер Франкенгебер уверен, что прошедший референдум – яркий и позитивный пример настоящей демократии, когда человек выбирает головой или сердцем, «но не в присутствии вооруженного до зубов солдата иностранной державы».
Выбор в пользу единства, считает журналист, сделали женщины и пожилые люди, которые «не хотят прыгать в холодную воду, несмотря на пафос независимости». Националисты использовали риторику исторической и социальной справедливости, и проиграли. Но если обещания дальнейшей автономии будут выполнены, это сможет быстрее залечить раны национальной гордости, уверен Франкенгебер.
Георгий Макаренко