В Катаре предупредили Европу о «еще более худшем» энергетическом кризисе
Европе грозит «еще более худший» энергетический кризис в 2023 году, заявил министр по энергетике Катара и глава QatarEnergy Саад аль-Кааби газете Financial Times.
Если предстоящей зимой европейским странам еще хватит газа в хранилищах, то в следующем году запасы будут истощены и встанет вопрос с их пополнением, считает министр. Он не исключает, что кризис может продлиться до середины текущего десятилетия, если военные действия на Украине продолжатся, а европейские страны не будут получать газ из России. Заполнение хранилищ может стать проблемой до 2025 года, предупредил аль-Кааби.
«У вас просто нет достаточного объема, чтобы заменить этот газ в долгосрочной перспективе, если только вы не скажете: я собираюсь строить огромные атомные [электростанции], я разрешаю уголь, я собираюсь сжигать горючее», — указал министр.
В прошлом году Россия поставила в страны ЕС около 155 млрд куб. м газа, что составляет около 40% от его общего потребления Евросоюзом. Брюссель надеется снизить зависимость от российского топлива путем увеличения трубопроводных поставок из Алжира и Норвегии, а также импорта сжиженного природного газа. Катар, который поставляет 70% своего СПГ азиатским клиентам по долгосрочным контрактам, сможет направить в Европу лишь 10–15% от имеющихся у него объемов.
Германия пыталась договориться с Катаром о поставках СПГ, но в процессе возникли разногласия по поводу срока контрактов. QatarEnergy предпочитает продавать свой СПГ по долгосрочным контрактам, а азиатские покупатели соглашаются заключать их на срок от 15 до 20 лет. Доха также ведет переговоры с Францией, Испанией, Италией, Бельгией, Польшей, Словакией и Великобританией.
По данным агентства Reuters, Берлин не хотел соглашаться на условия Дохи о подписании контрактов на срок не менее 20 лет. Кроме того, последняя навязывает условия, которые не позволят Германии перенаправить газ в другие страны Европы, отмечало агентство.
Министр экономики ФРГ Роберт Хабек ездил в Катар и ОАЭ в середине марта, чтобы договориться о поставках СПГ. Тогда он сообщил, что катарцы будут поставлять газ в Германию. Однако в конце июля Хабек признал, что Доха так и не сделала «хорошего предложения». При этом, как писало издание Focus в середине июля, ни одна из крупных немецких энергетических компаний (EnBW, RWE, Vattenfall, E.On и Lex Uniper) с тех пор не заключила контракт с поставщиками СПГ из Катара.
В конце сентября в ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию отправился немецкий канцлер Олаф Шольц. Reuters тогда сообщал, что RWE и Uniper могут заключить долгосрочные контракты о поставках СПГ из Катара и те могут быть согласованы на 15 лет. При этом контракты касаются поставок с катарского проекта расширения Северного месторождения газа (NFE), а его, как указывало агентство, не запустят раньше 2026 года.
Еврокомиссия в рамках борьбы с повышением цен и предотвращения сбоев с поставками предложила обязать страны ЕС делиться друг с другом газом в случае нехватки и предупреждать о планах закупить более 0,5 млрд куб. м топлива.